Найти в Дзене
Во времена СССР

Зачем в магазинах СССР давали товары в нагрузку: какие продукты проходилось брать хочешь или не хочешь

В советское время существовал кабалистический девиз: «Ничего не должно залеживаться». И, по правде сказать, иногда действительно нечему было задерживаться. Однако были времена, когда некоторые товары оставались на полках, словно нежеланные гости на вечеринке, и их пытались "впихнуть" с помощью хитроумных уловок. Так возникла практика «нагрузки» — когда к популярному товару добавляли что-то менее привлекательное. Потребители, стремясь получить желаемое, невольно соглашались на эти "заманчивые" предложения. (Вариантов и не было) В результате к куску мяса могли прикрепить кости, к новым книгам на прилавке — ненужные брошюрки. И сейчас не поверите - даже черная икра могла стать «довеском» к чему-то более распространенному. Обычай этот не исчез с распадом СССР, и в наши дни иногда можно встретить аналогичные акционные предложения под слоганом «два в одном». Сейчас мы называем это маркетинговым ходом. Но, как и раньше, у нас остается ощущение, что бесплатным ничего не бывает. После войны,
Оглавление

В советское время существовал кабалистический девиз: «Ничего не должно залеживаться». И, по правде сказать, иногда действительно нечему было задерживаться. Однако были времена, когда некоторые товары оставались на полках, словно нежеланные гости на вечеринке, и их пытались "впихнуть" с помощью хитроумных уловок. Так возникла практика «нагрузки» — когда к популярному товару добавляли что-то менее привлекательное.

Потребители, стремясь получить желаемое, невольно соглашались на эти "заманчивые" предложения. (Вариантов и не было) В результате к куску мяса могли прикрепить кости, к новым книгам на прилавке — ненужные брошюрки. И сейчас не поверите - даже черная икра могла стать «довеском» к чему-то более распространенному.

Обычай этот не исчез с распадом СССР, и в наши дни иногда можно встретить аналогичные акционные предложения под слоганом «два в одном». Сейчас мы называем это маркетинговым ходом. Но, как и раньше, у нас остается ощущение, что бесплатным ничего не бывает.

Распределение товаров: план над всем

После войны, когда советская экономика начала подниматься с колен, исчезла острая необходимость в продовольственных талонах, и покупатели ощутили некоторое облегчение. Однако это облегчение обернулось строго контролируемым распределением.

Идея была проста: производственные мощности получали указания из центра о том, сколько продукции выпустить. Затем товары отправлялись на склады и далее равномерно распределялись по магазинам. Программы же соответствовали планам, которые должны были соблюдаться со всей строгостью. Но нередко между тем, что производилось, и тем, что реально требовалось покупателям, находился широкий разрыв.

И вот, к примеру, в магазин приезжали партии одинаковых платьев, черных шуб и отдельных видов колбасы. Все кругом щеголяли в одинаковой одежде и уплетали одни и те же продукты.

-2

К слову в этом плане была довольно четкая предвзятость, так как столицы и крупные города пользовались преимуществом. Столичное население "наслаждалось благами", в то время как жителям более отдаленных регионов приходилось довольствоваться менее привлекательными вариантами. Так, например, в первом поясе (Москва, Ленинград) предпочитали дорогостоящие деликатесы, тогда как во втором и третьем был значительно более скромный спрос.

Специальные магазины и система «нагрузок»

Ситуация с распределением товара порой могла быть очень странной. Особенно в магазинах, работающих под контролем партийных работников — таких, как «Березка», где продаже уделялось значительное внимание. В обычных магазинах, кроме востребованных товаров, часто встречались и менее популярные продукты, которые скапливались на прилавках. Чтобы выполнить план продаж, торговцы прибегали к хитрости: товарам, которые не пользовались спросом, прикрепляли горькое «подарки» — тактика, основанная на том, что отсутствие выбора заталкивало покупателей в решение о покупке менее желанного товара.

-3

Наиболее популярными в нагрузке были консервы, злаки и прочие продукты, обладавшие сомнительной привлекательностью. Например, вместе с бутылкой недорогого коньяка вам могли предложить чего угодно — от банок с килькой в томате (которая сама по себе могла быть самой «ходовой» нагрузкой) до коробок с печеньем, которые мертвым грузом пылились на полках. То же самое касалось и необработанных специй, которые также доблестно пылись на полках магазинов.

А всё почему?

Были планы, которые должны были соблюдаться со всей строгостью.

Продуктовые наборы: старый способ спихнуть ненужное

С 1970-х годов в торговле появилась своего рода услуги «стол заказов», где покупатели могли сформировать свой пакет. Но справедливости ради стоит отметить, что эта опция работала далеко не везде и лишь немногие пользовались ею. В большинстве случаев было гораздо проще самому подобрать все необходимое на полках магазина. Однако здесь скрывался еще один подвох: как правило, в такие наборы помимо свежих товаров втискивали залежалые или непривлекательные продукты.

К примеру, даже популярная килька иногда вдруг могла оказаться в числе невостребованных или наоборот с добавлением даров, к примеру перловкой. Именно это становилось основой для шуток о том, что «поход в магазин» в те времена стал настоящим искусством.

-4

Представьте, выходя из магазина с торжественным видом и пакетом с "подарками", вы удивлялись, как в одном пакете может оказаться одновременно и желаемая баночка с маслом, и чуть подгоревшая пачка макарон. Это был парадодоксально смешной спектакль, когда ты не просто покупал, а фактически «играл в лотерею», выбирая свое счастье среди остаточных товаров.

Игра в прятки с ценниками

В свой прекрасный и незабываемый опыт шопинга в советские времена входила не только сомнительная «нагрузка», но и ценники, которые могли вызвать недоумение у любого. На полках магазинов можно было увидеть все: и яркие наклейки с ценниками, которые иногда были "внезапно" изменены, и, конечно же, ручные надписи, случайно оставленные добрыми работниками.

Бывали случаи, когда я покупал что-то по привлекательной цене, а потом выяснял, что это был временный «обман» или просто хитрый маркетинговый ход…

Согласитесь, шопинг в те дни был настоящим приключением! И не редко за 50 копеек можно было получить что-то, что казалось настоящей находкой!

Что мы имеем сегодня?

С тех пор, как Международный рынок открыл свои двери, принципы товарного распределения кардинально изменились. Магазины начали предоставлять широкий выбор, и реклама подхватила на себя лихорадочную моду на «бонусы и скидки». Теперь каждый раз, когда мы заходим в супермаркеты или делаем покупки онлайн, промоакции зазывают на страницы и полки, не оставляя шансов на те самые нагрузки — и это прекрасно! Мы, покупатели, стали королями своих кошельков и имеем право выбора.

-5

Такие понятия, как «товар под нагрузкой», остаются только в памяти, как те забавные анекдоты о том, как мы сгребали в охапку все подряд — от рыбы до супов в пакетах.

— Почему в советском магазине очередь за рыбой такая длинная?
— Да потому что покупатели идут со списком: «Рыба, яйца, молоко…»
А уже под конец в корзине оказывается всё подряд:
«Ну, раз я здесь, возьму еще и два пакета супа!» 😂

Этот анекдот отлично иллюстрирует, как шопинг в те времена превращался в приключение, желая купить одно, мы в итоге могли купить всё, что угодно, раз был хоть какой-то выбор.

И хотя казалось бы, что опыт с ненужными товарами остался в прошлом, но в маркетинге все еще можно увидеть тени тех времен. Например, "два по цене одного" или "3 по цене 4". А нужно ли нам столько? Возможно и нет. Но берём!

Да, каждое время привносит свои новшества, и даже онлайн-магазины научились предлагать "двойные сделки", скрывая их под подарочными упаковками.

В заключение

Подводя итог, хочу сказать, что шопинг — это как комедия. Иногда ты смеешься, иногда просто отпускаешь недоуменные вздохи, и, конечно, мы все постепенно учимся не вестись на красивые ходы маркетинга. Будь то акции, скидочные карты с баллами или известная личность в рекламе, лучше всего полагаться на собственные предпочтения и кошелек. В этом мире важно выбирать то, что тебе нужно, и напоминать, что покупатели все еще имеют право выбирать. Так что уходите в магазин с улыбкой, а главное — с четким восприятием того, что ваши деньги и время стоит именно тех вещей, которые вам действительно нужны.

Интересное на канале:

#ссср #сталин #рассказы #история #историческийфакты #историяссср #продукты #другиевремена #советскийсоюз #великаяотечественная #родина