Найти в Дзене
Карл Гамильтон rus

Американские тарифы: Хорошее, Плохое и Неизвестное

Оглавление

Интересное мнение и комментарий американского финансиста на очередной фортель в исполнении дважды американского президента, которому можно все и за это ему ничего не будет... )

***********

Девид Ривилл

Американские тарифы: Хорошее, Плохое и Неизвестное

2 апреля 2025 года из Розового сада Белого дома президент Дональд Трамп объявил о начале третьей эпохи американских тарифов. Это было долгожданное событие, за которым с затаённым дыханием следил весь финансовый мир. Казалось, никто не знал деталей новых налогов на импорт.

Как сообщает Bloomberg, Трамп и его кабинет прорабатывали многие детали лишь в тот же день утром. Это резко контрастировало с Законом о тарифах 1789 года, первым американским тарифом, который Конгресс обсуждал более года перед принятием. В случае с Трампом новые тарифы вводились не законом, а указом президента.

Хороший тариф

Представьте себе законопроект, предложенный Александром Гамильтоном — человеком, которого считали выдающимся экономистом своего времени и занимавшим пост министра финансов. Его поддерживал столь же талантливый экономист, впоследствии ставший президентом, Джеймс Мэдисон. После долгих дебатов закон подписал самый уважаемый президент в истории США — Джордж Вашингтон.

С самого начала споров о тарифах было ясно, что страна разделена на два лагеря: сторонников и противников. Для фабрик Севера тарифы стали необходимой защитой от иностранной конкуренции. Но для фермеров Юга тарифы оказались тяжелым финансовым бременем. Южные штаты годами опирались на международную торговлю, например, Южная Каролина экспортировала табак в Европу, взамен получая промышленные товары.

Достичь компромисса оказалось непросто. Переговоры заняли несколько месяцев, но в итоге все штаты пришли к соглашению, и 6 июля 1789 года Джордж Вашингтон подписал Закон о тарифах.

Этот закон преследовал три основные цели:

  1. Защитить зарождающуюся американскую промышленность от иностранной конкуренции.
  2. Обеспечить новый федеральный бюджет необходимыми средствами.
  3. Погасить военные долги страны.

Эти цели актуальны и спустя 236 лет.

Удивительно, но система сработала: она заложила финансовую основу молодой страны. Более века тарифы оставались главным источником доходов правительства и помогали обслуживать государственный долг. Дополнительным преимуществом стало создание барьера, позволившего развивать американские фабрики.

Плохой тариф

Всё изменилось в 1913 году. Те, кто следит за дебатами по тарифам Трампа, услышат знакомые аргументы. Демократы во главе с президентом Вудро Вильсоном утверждали, что существующие тарифы несправедливо бьют по американским потребителям, вынуждая их платить более высокие цены за импортные товары. Этот же аргумент звучит и сегодня.

Вместо тарифов Вильсон предложил ввести подоходный налог на богатых. После месяцев дебатов и референдумов в штатах была принята Шестнадцатая поправка к Конституции США, вводившая новый вид налогообложения — налог на доходы. Первоначально налог затрагивал лишь 3% самых богатых американцев, но сегодня он касается большинства граждан страны.

Это стало переломным моментом в финансировании федерального правительства. До 1913 года основным источником дохода были тарифы, после 1913 года — подоходный налог.

На этом фоне вторая волна тарифов оказалась провальной. Спустя 17 лет после отказа от тарифной системы началась экологическая катастрофа, известная как Пыльный котёл — разрушительная засуха на плодородных землях Среднего Запада. В сочетании с биржевым крахом 1929 года это привело к Великой депрессии.

В Вашингтоне два законодателя — сенатор Рид Смуут и конгрессмен Уиллис Хоули — попытались спасти фермеров, страдающих от кризиса. Вспоминая успех ранних тарифов, они предложили свой вариант защиты американских производителей. 17 июня 1930 года президент Герберт Гувер подписал Закон о тарифах Смуута — Хоули.

Но американцы восприняли этот закон враждебно. Как и все тарифы, он привёл к росту цен на импортные товары. В разгар Великой депрессии это лишь усугубило экономические проблемы. Экономисты критиковали закон, утверждая, что он продлил кризис, а общество полностью отвергло тарифную политику.

Лишь в 1934 году президент Франклин Рузвельт и демократический Конгресс приняли Закон о взаимной торговле, позволивший президенту устанавливать тарифы в двустороннем порядке с другими странами.

Одним росчерком пера Рузвельт отменил высокие тарифы Смуута — Хоули, заложив тенденцию, которой придерживались почти все последующие президенты — вплоть до Трампа. Рузвельт сделал выбор в пользу потребителей, а не американских производителей.

Неизвестное

Вчера президент Трамп переломил почти вековой курс отказа от тарифов, стремясь ввести хотя бы «справедливые» взаимные тарифы по всему миру. Однако многие детали пока не определены, поскольку это скорее развивающаяся политика, чем полностью оформленный закон.

Окончательный успех или провал новой тарифной политики остаётся под вопросом. Однако у нас есть два исторических примера: успешные тарифы Гамильтона и Мэдисона 1789 года и провальные тарифы Смуута — Хоули 1930 года.

Глобальная интеграция американской промышленности делает будущее тарифов неопределённым. Но одно можно сказать точно: как и всегда, тарифы приведут к росту цен на иностранные товары.

Вопрос в том, примут ли американцы рост цен, как это было в 1789 году? Или отвергнут тарифную политику, как это случилось в 1930-х?

Итоговый успех или провал новых тарифов Трампа зависит от нас, американцев. И, возможно, так и должно быть.

-2