И при этом, он даже об этом не подозревает. Хотя, на самого ребенка бочку катить тут не нужно, все-таки, он не виноват, что ему достались от природы вот такие "особенности".
Но всё было бы еще терпимо, если бы этот самый голос не выдавал его в самый ненужный момент.
А "ненужных моментов" человек может встретить очень много, когда он находится не у себя дома, в родных стенах и рядом с близкими, а лежит в режимном учреждении, где вокруг него есть еще много незнакомых людей, с разными характерами и тоже с нарушениями.
Например, как у нас на работе - в специализированном социальном учреждении санаторного типа для детей с ОВЗ. А в частности, в одном из стационарных отделений, куда ребята приезжают на трехнедельный курс для получения различных социальных услуг, прописанных в программах (медицинских, педагогических, бытовых, правовых и прочих).
А еще эти детки ежедневно посещают творческие кружковые занятия (это как раз наш отдел и наш кабинет).
И этот "особенный" ребенок - как раз тот самый "временный житель" нашего стационара, который заинтересовал персонал, но в то же время немного расстроил и рассердил своих соседей по отделению: некоторых таких же особенных детишек и их сопровождающих мамочек.
Девочка А.
Ребенок из стационара, 16 лет, ментальные нарушения (плюс еще некое "загадочное отклонение" в физическом плане, о котором никто не знает, т.к. педагогам знать не положено).
Крупная, круглолицая, высокая, широкая, по комплекции - как добротная сдобная женщина. Малыши из отделения (те, кто умел разговаривать) называли её тётей и всерьез думали, что она - чья-то мама, а никак не девочка.
Уровень развития навыков-умений-знаний - очень приличный. Девочка А. находится на домашнем обучении, вроде бы как программу 8 класса проходит. И учится, со слов мамы, неплохо.
В быту - как рыба в воде: умеет и с тряпкой обращаться, и с пылесосом, и со стиралкой. Умеет готовить повседневные блюда, что она уже несколько раз демонстрировала на уроках труда (готовили картошку в духовке и пекли печенье).
Стало быть, раз уж у девочки А. с навыками самообслуживания всё в полном порядке, она, естественно, лежала в стационаре без сопровождающего родственника, только под контролем воспитателей.
А уж когда она работает у меня в кружке оригами (практически молча делает поделку, поглядывая в инструкцию) - так вообще совсем обычная девушка, добросовестная, трудолюбивая и очень милая.
Старается вести себя тихо и лишь изредка, если в чём-то сомневается, показывает мне какой-нибудь этап работы и коротко спрашивает:
- Мммм?
И я прекрасно понимаю, о чём это она, и отвечаю:
- Да-да, всё верно, молодец.
Ну нееет, так-то девочка А. не мычит и отлично умеет разговаривать, подбирать слова, вести беседу. Просто когда она работает, она не может еще и говорить. Слишком много сил у неё уходит, когда она разговаривает.
А как она разговаривает?
Когда человек общается с девочкой А. впервые - он действительно может не на шутку растеряться. И даже испугаться!
Вот такая большая-большая девушка, прямо ожидаешь от неё сильного, низкого, поставленного грудного голоса, а она… тоненько-тоненько пищит. Как Чип из мультсериала Чип и Дейл! Серьёзно!
Нет, она не кривляется, никого не изображает, не "милашничает"! У неё в обычной жизни, в обычных обстоятельствах - всегда такой голос. От природы. Очень тоненький! Но без визга и "надтреснутости", без звона и дребезжания, а льющиеся писклявые нотки.
Чисто птичка… Но без "птичьего языка", а с нормальной человеческой речью: побогаче, чем у некоторых взрослых!
Девочка А. в деле
На занятиях - особо без сюрпризов, всё спокойно и в штатном режиме.
Есть даже много приятных моментов!
Например, когда ребята играли в театральном кружке кукольный спектакль (по-настоящему, перчаточными куклами, за ширмой), девочка А. идеально озвучивала Мышку-Норушку!
На спектакле также присутствовали гости из другого отделения, и они, не знающие ЭТИХ ребят, были очень удивлены и восхищены, когда после сказки наши артисты вышли из-за ширмы с куклами, и все увидели, что Волка играет маленький мальчик-дошкольник, а Мышку - большущая девочка, похожая на тётю. Хлопали, показывали на девочку и кричали: "О! О! Уууу! Аааа!"
Ну и на музыкальных занятиях - очень интересно и весело! Правда, из-за "неудобств" в расписании, девочке А. достались не групповые, а индивидуальные занятия.
Но, как оказалось, это и к лучшему. Песенки Шаинского, исполненные тоненьким голоском девочки А., почти "под Клару Румянову", искренне порадовали как учителя музыки, так и саму девочку.
И, самое главное, девочка А. чувствовала себя легко и раскованно и пела от души.
Люди реагируют по-разному
Кто-то - просто удивляется, кто-то прямо в глаза смеется, кто-то - обсуждает и пальцем показывает. А три мамы (других ребятишек) - однажды прямо в коридоре прилюдно вели разговор:
- 1-я: Ууу, а чего это с ней, чего она пищит? Может, связки не такие?
- 2-я: Да неее, гормоналка небось, видишь, какая толстая!
- 3-я: Да нууу, может просто прикалывается! Или дома так кто-нибудь разговаривает: ну там, сестра маленькая или еще кто. Вот и эта привыкла.
- 1-я: Ну фууу, это же ужасно! Такая лошадь - и чирикает воробьём.
- 3-я: Ой, да сами вы лошади! Докопались до ребенка.
И всё в таком духе (я дальше слушать не стала, ушла в кабинет).
Маленькие дети - так вообще ничего подозрительного в девочке А. и её голосе не видели, с удовольствием подходили к ней играть, и она им не отказывала.
Педагоги - конечно, сначала тоже удивлялись, но как и положено, старались не заострять на этом внимание и просто обычно общались с девочкой. А потом и вовсе привыкли и перестали замечать.
Ну реально, если человек тебе приятен, то всякие там "недостатки и несуразности" уходят на второй план.
Сверстники и подростки - смеялись, передразнивали, (куда без этого, такие уж все "добренькие" в современном детско-подростковом обществе, дай только за что-то зацепиться... спасибо, что хоть открытого жесткого буллинга не было). Но, как ни странно, девочка А. на тех ребят не обижалась. А может и не замечала, т.к. она была в основном "в себе" или "в деле", и уходила туда очень глубоко.
В общем, хороший, воспитанный, старательный ребенок, отдушина для педагогов...
Но не для всех!
Например, воспитатели стационара, в отличие от педагогов-специалистов из "коррекции" и наших "кружководов", вовсе не считают девочку А. приятной и удобной.
И её голос в этой проблеме - сыграл если не ключевую, то достаточно большую роль. А также еще один серьёзный момент, касающийся психического здоровья девочки.
Как оказалось, кроме тех "особенностей", которые я уже описала раньше, есть еще кое-что, о чём первыми узнали именно воспитатели, которые дежурят в отделении по ночам.
В общем, на нашу милую девочку А. периодически по ночам нападает такое состояние, при котором… нууу… она становится совсем "не похожей на себя" и ведет себя… нууу… совсем не так, как могли бы от неё изначально ожидать как от культурного и спокойного ребенка.
Короче…
Не каждую ночь, но довольно часто, из палаты девочки А. могут раздаваться громкие-громкие писклявые крики. И не просто крики, а самые настоящие слова! При этом довольно пугающие:
- - Помогиииите! Помогиииите!
- - Это - конец! Мы все падаем! Нееет, не падай!
- - Ааааа! Не хочу исчезать! Не надо!
- - Держи! Держи! Я пропадаю! Не отпускай!
И всякое в этом духе.
Лично я сама - не слышала, но вполне могу это представить, зная саму девочку А. и вникая в эмоциональную речь воспитательницы. Ну и попробовала поставить себя на место детей или мам: как же они, наверное, испугались, услышав ночью такое в первый раз!
Да и потом… наверняка, кому-то такое не пришлось по нраву, а то и раздражало. А одна мама - написала жалобу ЗамЗаме. Мол, воспитатели должны регулярно дежурить в палате девочки А., стоять над душой и вовремя предотвращать ночные крики, чтобы другие обитатели отделения не испытывали неудобств.
Ну да, ну да… других детей, за которыми тоже нужно следить - как бы и нет…
В общем, отселили девочку А. тогда в самую крайнюю палату, рядом с воспитательской бытовкой… Типа, "приняли меры, как смогли".
А девчонка - живёт себе как умеет, и нарочно никому жить не мешает. А голос… ну что же, и такое бывает. Зато человек хороший.
И Вам, дорогие читатели, встречать на пути только хороших людей.