Секционные ворота — популярное решение для гаражей, складов, промышленных и коммерческих помещений. Они сочетают в себе удобство, надежность и эстетичный внешний вид. В этой статье разберем их устройство, принцип работы, а также основные плюсы и минусы.
Устройство секционных ворот
Секционные ворота состоят из нескольких ключевых элементов:
Полотно ворот
Полотно состоит из нескольких горизонтальных панелей (секций), соединенных гибкими петлями. Именно поэтому ворота и называют секционными. Внешне оно напоминает "гармошку", которая при открытии поднимается вверх и остаётся под потолком.
Секции чаще всего изготавливаются из сэндвич-панелей, это позволяет значительно уменьшить потери тепла. Возможны также варианты изготовления из алюминиевых панелей (облегчённая версия) и из стали (например противопожарные ворота с негорючим наполнителем).
В секциях предусмотрены специальные пазы, которые позволяют им поворачиваться (складываться) на шарнирах друг относительно друга, но при этом прилегать друг к другу довольно плотно.
Для уменьшения потерь тепла по периметру полотна установлены резиновые уплотнители. В полотне может быть предусмотрена калитка, для прохода людей, а также могут быть встроены окна. Также к полотну могут крепиться дополнительные аксессуары, например ручки для открывания, замки, устройства безопасности, усилители и т.п.
Полотно является самой крупной и массивной частью секционных ворот. В закрытом состоянии его видно как снаружи, так и внутри помещения. Поэтому производители стараются делать полотно ворот максимально привлекательным и стойким к воздействию солнца и осадков. В наше время выпускают секции ворот практически любого цвета и можно подобрать их под дизайн любого здания.
Направляющие и ролики
Для того чтобы секционные ворота можно было поднять и закатить наверх - у них есть система направляющих и роликов.
Ролик секционных ворот – это подвижный элемент, который обеспечивает плавное перемещение полотна ворот по направляющим "рельсам". Он крепится к краям секций и, двигаясь по профилю, позволяет воротам открываться и закрываться без перекосов и заеданий.
Ролики крепятся к направляющим при помощи специальных кронштейнов. На средних секциях кронштейны крепления роликов обычно совмещают с петлями, соединяющими секции.
Крепление самого нижнего ролика зачастую совмещено с узлом крепления троса и с механизмом защиты от обрыва троса (при его наличии).
Направляющие
Ролики катятся внутри направляющих, принимая на себя вес полотна ворот. Существует несколько типов конструкций направляющих. Выбор конструкции зависит от параметров проёма ворот.
Пружинный механизм
Обычно полотно ворот довольно тяжёлое, и весит не менее 70-80 кг. Вес больших промышленных ворот может составлять до нескольких сотен килограмм. Поднимать и опускать такие ворота даже электрическому приводу будет тяжело. Для снижения нагрузки были придуманы механизмы балансировки полотна ворот. В основном используется два типа балансировки: за счет пружин, работающих на растяжение, и пружин, работающих на скручивание (торсионных пружин).
Наиболее простой механизм - с пружинами на растяжение.
Он состоит из пружин, обычно расположенных внутри направляющих, и системы блоков, через которые пропущен стальной трос.
Такие пружины в основном используются в бытовых гаражных воротах, размером не более 3,5 х 3 м. Для больших ворот с высокой интенсивностью использования такие пружины не подходят. Зато они дешевле и проще в обслуживании.
Торсионные пружины - более сложный и дорогой механизм балансировки ворот.
Основа торсионного механизма - это вал. На нём располагаются все детали механизма. При этом сам вал закрепляется к стене при помощи кронштейнов с подшипниками.
Обычно вал представляет собой полую трубку со шпоночным пазом по всей длине. На больших воротах вал может быть полнотелым и даже иметь несколько шпоночных пазов. На маленьких воротах он может быть без шпоночного паза.
Для удобства монтажа и обслуживания вал может состоять из двух половинок, соединённых между собой муфтой. Чаще всего она выглядит примерно так.
На муфте есть болты, для жесткого крепления её на валу. А также имеются пазы для регулировки положения половинок вала друг относительно друга.
На концах вала крепятся барабаны для намотки троса. Выглядят они примерно так.
На барабанах имеются "желобки" для ровной намотки троса. Следует заметить, что диаметр барабана не одинаковый: первые витки троса наматываются на больший диаметр, последующие - на меньший. Правый и левый барабаны зеркально отличаются. На барабанах, как и на муфте, имеются болты для жесткого крепления на валу.
Усилие для уравновешивания полотна ворот создают торсионные пружины
Пружины бывают с левой ("левые") и правой ("правые") навивкой. Параметры пружин рассчитываются производителем ворот индивидуально под каждые ворота. Производитель рассчитывает количество пружин, длину каждой пружины, толщину прутка и внутренний диаметр. Сочетаний всех этих параметров может быть довольно много, поэтому чаще всего производитель не хранит их на складах, а изготавливает индивидуально по запросу владельца. Поэтому владельцу необходимо держать в запасе комплект пружин для своих ворот, чтобы в случае их поломки (а они обязательно когда-нибудь лопнут, по закону подлости - зимой в лютые морозы) не пришлось ждать пока их изготовят и привезут.
Некоторые модели ворот оснащаются механизмами защиты от обрыва пружин.
Механизм представляет собой храповое колесо, подпружиненную "защёлку" и подвижную пластину крепления пружины. В нормальном состоянии пластина крепления пружины подпирает защёлку и храповое колесо вращается свободно вместе с валом. Как только пружина лопнет - защёлка освобождается и прижимается к храповому колесу за счёт пружинки на её валу. В таком положении полотно ворот можно только поднять вверх, вниз оно опускаться не будет.
Привод ворот
Для того чтобы поднимать и опускать секционные ворота - необходим механизм, приводящий их в движение. Хотя в самом простом варианте, привода может не быть. Например небольшие гаражные ворота можно просто поднять и опустить руками.
Для ворот побольше существуют цепные ручные приводы.
Такие приводы устанавливаются на вал торсионного механизма, а корпус крепится либо к стене, либо к кронштейну ворот. Внутри находятся два вала, связанных между собой шестернями. На одном валу вращается "звездочка", которая приводится во вращение цепочкой. Внутрь второго вала вставляется торсионный вал ворот.
Потолочный привод обычно устанавливается над воротами
Он крепится напрямую к полотну ворот и тянет его за собой вдоль направляющей. Такой привод подходит для ворот с любым механизмом балансировки.
Вальный привод - устанавливается на вал торсионного механизма
Преимущества секционных ворот
- Экономия пространства — ворота поднимаются под потолок, не требуя места перед/за проемом.
- Высокая теплоизоляция (у утепленных моделей) — подходят для отапливаемых помещений.
- Автоматизация — легко интегрируются с электроприводом
- Долговечность — при правильном обслуживании служат 15–20 лет и более.
Недостатки секционных ворот
- Высокая стоимость — дороже распашных и откатных аналогов.
- Сложный монтаж — требуется точная установка направляющих и балансировка пружин.
- Зависимость от потолочного пространства — нужен достаточный зазор под потолком.
- Низкая взломостойкость - без дополнительных устройств блокировки ворота можно просто поднять руками. Полотно ворот обычно сделано из тонколистового материала.
- Требуют квалифицированного обслуживания — без должного опыта и знаний их не получится отремонтировать.
Вывод
Секционные ворота — удобное и надежное решение для гаражей и коммерческих объектов. Они обеспечивают теплоизоляцию, безопасность и автоматизацию, но требуют профессионального монтажа и ухода. Если бюджет позволяет, это отличный выбор для современных построек.
Подписывайтесь на канал, в следующей статье я расскажу об основных неисправностях секционных ворот и способах их устранения.
Можете задавать вопросы в комментариях, постараюсь оперативно ответить.