Секционные ворота — это удобная и надежная конструкция, но, как и любая техника, они могут выходить из строя. Основные неисправности секционных ворот можно разделить на механические, электрические.
Механические неисправности
Износ роликов и их кронштейнов – со временем ролики деформируются, заклинивают или перекашиваются, что приводит к шуму и затрудненному движению полотна.
Очень важно постоянно следить за состоянием роликов. Ось ролика должна легко перемещаться внутри кронштейна. Подшипник ролика должен вращаться легко и не люфтить. Болты крепления ролика должны быть надёжно затянуты.
Сам по себе ролик - неразборная деталь, при его повреждении подлежит замене на новый. Помните, что ролики в верхнем положении принимают на себя весь вес ворот. Их исправное состояние - залог Вашей безопасности.
Обрыв троса - такая неисправность возникает при естественном износе, попадании троса между подвижными частями ворот, либо при превышении нагрузки.
Периодически проверяйте состояние тросов ворот. При появлении признаков износа (торчащие нитки, сильная коррозия, расслоение), а также при обрыве - произведите замену на новый. Не допускается связывать два куска троса в месте обрыва. Замена должна быть только целым отрезком троса.
Новый трос должен быть такой же длины, как старый. Поэтому для замены лучше сохранить куски и отмерить новый трос по ним. Количество витков троса на обоих барабанах должно быть одинаковым.
Диаметр нового троса должен соответствовать старому. Если диаметр будет больше - он будет плохо помещаться в "канавках" барабана, что приведёт к его износу или запутыванию. Если же взять трос меньшего диаметра - велика вероятность его обрыва под тяжестью ворот.
Желательно не использовать для замены трос, купленный в хозяйственном магазине. Он более жёсткий и из-за постоянного изгибания во время намотки на барабаны - просто сломается. Лучше использовать специализированный трос для подъёмных механизмов.
Если тросы слетели с барабанов и запутались
Обычно такая ситуация происходит когда на пути ворот при опускании возникает препятствие, либо когда их заклинивает и перекашивает. В основном это происходит с воротами, где установлен вальный (закреплённый на валу торсионного механизма) электропривод.
Если Вы заметили такую неисправность - следует немедленно остановить ворота и внимательно осмотреть тросы. Если на тросах есть сильные повреждения и заломы - лучше их заменить. Если трос на вид целый - зафиксируйте полотно ворот и распутайте трос.
При распутывании троса не отсоединяйте его от полотна ворот. Если трос смог запутаться без отсоединения - значит его можно распутать обратно. А если его отсоединить от полотна - велика вероятность случайно скинуть один или несколько витков, или наоборот добавить лишних. Это нарушит работу торсионного механизма.
Если трос слетел с барабана и намотался на вал - не пытайтесь поднять ворота при помощи цепочки. Поскольку диаметр вала меньше диаметра барабанов - для поднятия ворот цепочкой нужно будет сделать гораздо больше оборотов вала. При этом пружины закрутятся в противоположную сторону и могут деформироваться.
Лучше накинуть трос на барабан, не обязательно в правильном порядке. Для экстренного поднятия ворот достаточно просто "накидать" витки на барабан.
Если трос затянуло, например между кронштейном и барабаном - пометьте положение барабана на валу (например маркером), ослабьте болты его крепления, сдвиньте барабан вдоль вала. Когда трос освободится - верните барабан на место.
Раскрутились болты соединительной муфты
Если соединительная муфта будет плохо закручена - половинки вала будут вращаться друг относительно друга. Тогда возможен перекос полотна ворот и их заклинивание. Необходимо чтобы болты были хорошо затянуты.
Деформация полотна ворот, может возникнуть из-за удара или при перекосе, например из-за обрыва троса.
Если панели повреждены незначительно - можно попробовать их "отрихтовать" и установить на место. При повреждении нижней панели, а именно эта панель принимает на себя нагрузку от верхних панелей, и к ней крепится трос, - можно поменять её местами с верхней панелью, если она осталась целой.
В некоторых случаях ремонт возможен только с заменой одной или нескольких секций. Секции можно заказать у производителя ворот.
Обрыв пружины торсионного механизма - довольно частая поломка секционных ворот
Основной причиной этого является "усталость металла" пружины. Дело в том, что производитель ворот рассчитывает пружины торсионного механизма на определенное количество циклов закрывания/открывания. Обычно это 10, 25 или 100 тыс. циклов. Очень часто при строительстве подземных паркингов застройщик экономит и ставит торсионный механизм, рассчитанный на 10 тыс. циклов. в подземный паркинг. Предположим в таком паркинге есть 100 машино-мест, допустим каждый владелец машины по будням утром выезжает на работу, а вечером возвращается. Таким образом каждый день ворота совершают по 200 циклов открывания/закрывания. За рабочую неделю получается 1000 циклов. Таким образом ресурс пружин будет израсходован примерно за 2,5 месяца. Конечно не все владельцы машин ездят на них каждый день, да и запас прочности пружины скорее всего будет больше расчетного, поэтому пружины на таких воротах могут служить полгода - год.
Единственно верным методом ремонта при обрыве пружин является их замена. Ворота с лопнувшей пружиной не смогут нормально работать, потому что вес ворот, который должен компенсироваться пружиной, ложится на механизм подъема ворот. В лучшем случае в приводе сработает защита и он не сможет поднять ворота. В худшем случае сгорит мотор или износятся шестерни редуктора. Поэтому при поломке пружины ворота необходимо отключить.
Замену пружин должен производить специалист, поскольку без опыта и знаний это делать опасно. Следует понимать, что пружины совершают одинаковое количество циклов, поэтому при поломке одной пружины в скором времени следует ожидать поломки второй. Именно поэтому пружины надо менять комплектами. В итоге это выходит дешевле, потому что не нужно вызывать мастера два раза. Да и при поломке пружины ворота теряют работоспособность до приезда мастера, а во время замены пружин ворота должны быть закрыты (хотя иногда можно поменять пружины и на открытых воротах), то есть примерно два-три часа проезда через них не будет.
Еще возможно механическое повреждение шестерней редуктора привода. Это возникает либо из-за чрезмерной нагрузки на привод, либо вследствие износа. Еще могут выйти из строя подшипники привода. Если привод издаёт посторонние звуки - скорее всего причина в этом.
Если ворота не открываются или не закрываются полностью — сначала нужно осмотреть полотно и элементы подъемного механизма — не должно быть наледи или грязи, которые мешают перемещению. Потом проверяют, не перекошено ли полотно. Даже небольшой перекос может мешать полному закрытию ворот. Причиной может быть слишком сильное натяжение торсионной пружины. Иногда проблема связана со сбоем автоматики.
Иногда зимой или в межсезонье происходит примерзание полотна ворот к полу, либо ролики могут примёрзнуть к направляющим. Такая проблема возникает в паркингах с высокой влажностью, например с неработающей вентиляцией. Здесь решение только одно: растопить лёд подручными средствами, например горячей водой, феном или горелкой.
Электрические неисправности
Наиболее частая проблема - неисправность фотоэлементов безопасности в створе ворот.
Чаще всего их повреждают сами водители. Либо может произойти "засветка" фотоэлементов солнечным светом. Если установлены беспроводные фотоэлементы - могла сесть батарейка.
Проверить фотоэлементы довольно просто. Они устанавливаются парами. Достаточно перекрыть рукой один элемент из пары - и вы услышите щелчок реле. Если убрать руку - снова будет щелчок. Если щелчков нет - значит фотоэлементы неисправны.
Ещё один признак неисправных фотоэлементов: ворота стоят открытыми и не опускаются вниз. Если вручную их немного опустить и запустить привод - ворота нормально откроются.
Если ворота не реагируют на пульт управления - возможно неисправен пульт, или приёмник сигнала.
Начинать надо с замены элемента питания в пульте. Особенно, если пульт стал работать только с близкого расстояния. Если не помогло - проверяйте приёмник и его антенну.
Иногда причиной выхода из строя автоматики ворот становится повреждение кабеля питания или других соединительных проводов. Внимательно осмотрите все соединения, возможно место повреждения будет заметно. Если нет - без навыков поиска неисправностей в электрических цепях Вам не обойтись.
Иногда выходит из строя плата управления воротами. Произойти это может из-за перепадов напряжения, повышенной влажности в помещении, или износа элементов платы. В таком случае нужен ремонт или замена платы на новую.
Заключение
Если ворота стали работать некорректно - в некоторых случаях Вы можете провести диагностику и устранить неисправность самостоятельно. Но иногда ремонтировать сложные механизмы (особенно пружины и платы управления) опасно для жизни. Лучше всего обратиться к профессиональным мастерам.
Не забудьте подписаться и поставить лайк. Это помогает развитию канала.
Задавайте вопросы и пишите замечания в комментариях.