Доброго дня, коллеги. Крыс неоднократно замечал, что народ вообще не понимает, где чья прибыль. Их математика какая: я сделал 10 шпингалетов, по прайсу это 100 рублей, мне заплатили 10, значит владелец компании украл себе 90. Чуть более продвинутые вычли налоги, самые продвинутые вычли вознаграждение продавца, но это вообще единичные случаи.
Крыс думал, да и плевать, у меня тут не экономический ликбез и не школа по избавлению от идей "всевкраликлятыбуржуины". Но потом Крыс обратил внимание, что...а коллеги предприниматели (бизнесмены уже нет, ибо более продвинуты) очень часто руководствуются примерно такой же математикой.
Ну и как вы поняли, это в корне не верная математика. Поскольку на канале есть рубрика "Перепрошивка предпринимателей", в которой автор таки пытается молодую поросль направить на путь истинный и ликвидировать системные баги мышления, то давайте в рамках очередного текста этого цикла и пообщаемся.
Прибыль компании и прибыль предпринимателя
Главный баг мышления что "простого пролетария", что предпринимателя в том, что прибыль компании и прибыль ее владельца считается тождественным. Ну то есть фирма наторговала на лям, то этот лям хозяин и забрал себе на карточку (ну или тратит на личные нужды с расчетника юрлица, тут не суть).
Давайте про азы финансовой грамотности бизнеса - да, для детсадовцев, да, очевидные вещи, но раз вы не понимаете, где чьи деньги, то вам и читать надо Букварь, а не учебник квантовой физики.
Короче, наторговал ИП Ногузадерищенко на миллион. Из этого миллиона надо заслать денег поставщикам. Именно это, а не то, что вы там насчитали, называется маржой - разница между выручкой (сколько наторговали) и тем, сколько заплатили (и заплатите повторно, по факту, если не увеличите объемы) на получение и сбыт этого товара. Желательно это сделать в первую очередь, а то второй раз уже миллион наш господин Ногузадерищенко не наторгует. То есть закупить сырье на новую партию, заплатить производственникам (если вы сами что-то производите), и заплатить персоналу. Осталось, допустим, 500 000 (и это еще хорошо, на самом деле, если осталось 10-20%, вы просто красавчик). Отложите деньги на налоги. Не важно, что вы там платите: УСН доходы 7%, УСН доход-расход 15%, НДС или еще что, если не заплатите - у вас будут проблемы. Да, да, да, налоги вы платите не "по факту", а в конце фингода/квартала, это все да, но поверьте, Крыс лично неоднократно тратил "живые" деньги здесь и сейчас на разные нужды, а в срок оплаты податей неприятно подскакивал. Дальше вычитаем аренду и коммуналку, вычитаем необходимые вам ресурсы на маркетинг и на развитие (расширение штата, закуп оборудования и прочее и прочее). Особо грамотные люди вычитают еще и "страховку". Это те деньги, которые могут понадобится, если с вашими обязательствами перед клиентом что-то пойдет не так и придется делать возврат/менять брак и так далее. Можете этого не делать, но, поверьте старому доброму Крысу, КОГДА (не ЕСЛИ, КОГДА), наступит такой абзац - а он наступит рано или поздно, инфа сотка - и вы будете не готовы в моменте вернуть деньги/заменить товар/переделать услугу за свой счет, с вашей репутацией можете попрощаться - приличные люди с вами работать не будут, даже если до этого вы успешно закрывали миллиардные контракты и обделались на копеечной фигне - успехи забываются, а провалы помнят все и передают быстрее, чем "испанку".
Вот. Что там у нас осталось от нашего миллиона? Допустим, тысяч 50. Вот это и есть ваши деньги как предпринимателя. Не миллион, не поллимона. То, что осталось. Эту сумму спокойно тратьте на все, что вашей душеньке угодно.
Фондирование
Так, на бумаге посчитали. На бумаге (в Экселе или Гугл Таблице, если быть точным) это все прекрасно. А вот в реальности есть нюанс.
Приход денег у вас регулярный - каждый час/день/неделю, тут не суть - а по тем или иным обязательствам надо заплатить когда-то там. Когда станете большим и богатым, у вас будут специально обученные люди, управляющие cash flow - потоками денег к вам и от вас. Но пока вы еще маленький и, скорее всего, глупенький, делать придется все самому.
И тут как раз пригодится система фондов - на бытовом уровне, это стопочки/баночки/конвертики, куда вы складываете деньги на те или иные нужды. На уровне бизнеса все еще проще - по-моему почти все банки, обслуживающие счета для юрлиц, сейчас могут сделать условно отдельные субсчета, на которые с каждого транша отправляются определенные суммы (технически не в курсе, как это работает, если тут присутствуют банковские работники, объясните в комментариях, самому интересно), на которых нужные средства лежат "в отрыве" от основного расчетного счета, которым вы как-то там пользуетесь.
Не на правах рекламы, а в качестве совета - вот ссылка на банк, где фондирование легко и просто настроить на автоматический режим. Рекламой не является, исключительно в плане личного совета блогера подписчикам и читателям.
Какова польза фондирования и почему предпринимателю стоит озаботиться расчетом величин этих самых фондов в момент поступления первого транша? А потому что если этого не сделать, велика вероятность потратить то, что не нужно в череде ежедневных трат. Следовательно, когда придет пора платить налоги или зарплаты, или обновлять парк станков или еще что, вполне может возникнуть ситуация кассового разрыва - деньги как бы есть, но "живых", которыми можно воспользоваться здесь и сейчас, нету. Следствие - пени, штрафы, ататашечки, суды, кредиты, инвесторы (с которыми тоже надо расплачиваться), всякие мутные схемы по выскребанию денег здесь и сейчас...короче, на кой оно вам надо.
Сколько вешать в рублях
Какие конкретно вам нужны фонды и сколько в % он должен составлять и от чего - выручки или прибыли - не знают ни Вассерман, ни даже Ктулху. Это узнаете только вы методом математики.
- налоги - самый простейший фонд. Потому что заранее известный. Сколько "морозить" написано у вас в документах, которые вы получили от налоговой при регистрации бизнеса.
- ФОТ - заранее не известен. Потому что вы всем платите по схеме fix+KPI, если нет - мои соболезнования. Fix можно вывести легко, а вот с KPI сложно. Поэтому предлагаю вам такой лайфхак. Берете свой финплан (он же есть у вас, да!), представляете, что план доходной части выполнен на 120% (меньше не стоит) и виртуально считаете все зарплаты из учета выполнение планов 1,2. Тут лучше заморозить сумму побольше, в ущерб себе, конечно, чем потом "козлить", терять персонал (найм которого денег стоит!) и опять же как-то махинировать. Будете Газпромом и будете видеть реальную очередь за забором - тогда и можно, теоретически, практически же - уж бессмысленно.
- Страховка - очень и очень сложный фонд. Но важный, поэтому считается третьим. И тут все зависит от того, какими чеками вы оперируете. Условно, миллиардный контракт с маржой в миллион - вас никакой фонд не спасет... Лично я по первости в своих проектах закладывал 5%, накопив внушительную кубышку, которая перекроет возвраты половины заказов по месяцу снизил до 3%, сейчас вообще 0,5%, потому что понимаю - в коленно-локтевую позу меня поставит только глобальный трындец на рынке. Ну а глобальный трындец...а там и фонды бессмысленны, так и так под закрытие пойдете. Но хоть с музыкой. Шутка. На самом деле, желательно исходить из следующего постулата - пока вы "руку не набили" в исполнении обязательств - откладываем максимум, даже если окупаемость растянется и жить придется на кредитку, потом, методом проб и ошибок, выведите долю, которая и компанию позволит развивать, и самому жить по-человечески. Еще чуток про фонд Страховка. Вы можете из него финансировать не только возвраты и гарантийные обязательства, но и срочные ремонты, нехватку фонда Налоги и Зарплата и так далее. Но НЕ Развитие и не свои личные нужды. Считайте, что это последний патрон, а вы на поле боя.
- развитие - умные "развивальщики" (директора по развитию) советуют заложить около 10%. Самые умные приносят стратегию, согласовывают с вами, а потом, в трио с финдиром, сидите и играете цифрами в экселе. Но до этого еще надо развиться. По мне так 5-10% вполне нормально.
- маркетинг - не слушайте тех, у кого "хороший продукт сам продается", не продается. В том или ином виде маркетингом заниматься придется. Сколько туда отчислять - тоже вопрос хороший и не простой. Вообще, это должно уже было быть в вашем финплане. Ежели вы из тех, кто "героизм и отвага" и финплан не делали, то наскребите 5-10 000 на консультацию ГРАМОТНОГО, а не дешевого, тут важно, маркетолога. Он вам плюс-минус прикинет бюджеты и вместе определите величину фонда на маркетинг. Ко мне консультироваться не надо - это ДОРОГО!
По сути, это база. Потом появится еще какой-то фонд, и не один. Кстати сказать. Здесь Крыс вам дал те фонды и раскладки, которые использовал сам. Так сказать, выстрадано личным опытом. И это то, что оказалось правильным для меня. Вам может и не подойти. Сидите думайте, вникайте в логику, играйте цифрами, моделируйте разные ситуации и прикидывайте, где можете словить кассовый разрыв. Да, сложно. Но вы когда в бизнес шли, на что рассчитывали? Что тут виллы на Мальдивах раздают?
Кстати. Обратили внимание, что в базе нет фонда Личные нужды директора? А как раз вы забираете то, что останется. Если останется, конечно. К чему тоже надо быть готовым. Личная подушка безопасности на 2 срока окупаемости вашего бизнеса или еще один источник дохода крайне настоятельно иметь рекомендуется. Еще настоятельно не рекомендуется назначать себе зарплату сверх МРОТ, пока не научитесь стабильно генерировать чистую прибыль (чистейшую, потому что за вычетом фондов), превышающую ту зарплату, которую вы хотите. Точнее не так. Хотите-то вы миллиард, Крыс знает это. Ту зарплату, которая закрывает ваш нормальный уровень жизни. Советую на первое время рассматривать суммы в 300-400 000, потом 500 000. Остальное уже будете закрывать профицитом бизнеса.
Документы
В понимании, сколько же Ты лично заработал, фондировании, да и управлении финансами вообще - базис которых вы сейчас читали, must have определенные документы. Их можно скачать из интернета (некоторые, некоторые же можно сделать только в связке ERP+CRM+зубодробительные макросы), но лучше придумать самому. Поймете, что вам знать надо, как удобнее читать и пользоваться этими табличками, ну и вообще, лишний раз напряжете серое вещество, от этого никто не умирал.
Просто перечислю - а что это, как работает и зачем нужно расскажут или Гугл, или консультанты по финансам.
Вам нужны ДДС, финплан на месяц, квартал, год, постоянно корректируемые из реалий, платежный календарь.
А главное - это не перепутать фонды и своей рукой ради сиюминутной прихоти не завалить все предприятие.