Найти в Дзене
AMEDIATEKA

История аниме: путь от первых набросков до мировой популярности

Оглавление

Кто стал пионером жанра, какие главные хиты важно увидеть и что происходит с аниме сейчас?

Аниме — это не просто рисованная анимация, это многогранный культурный феномен, рожденный на японской земле и сумевший покорить сердца миллионов зрителей по всему миру. От наивных детских сказок до захватывающих дух философских размышлений, аниме затрагивает невероятный спектр тем и жанров, давно перешагнув границы развлечения и став неотъемлемой частью современной поп-культуры.

Специально для нашего блога коллеги из Шикимори, крупнейшей энциклопедии аниме и манги на русском языке, подготовили эту статью — она станет вашим гидом в мире японской анимации, проведя вас по извилистым тропам истории, от скромных истоков до ослепительных вершин современности. Мы рассмотрим ключевые этапы развития аниме, разберем причины неугасающей популярности и попробуем понять, почему этот жанр продолжает вдохновлять и удивлять новые поколения.

Истоки: первые искры

Мозаика с Астробоем, культовым персонажем аниме, на одной улиц Токио
Мозаика с Астробоем, культовым персонажем аниме, на одной улиц Токио

Чтобы понять аниме, необходимо обратиться к его истокам. Представьте себе Японию в начале XX века. Страна, стремительно меняющаяся под влиянием Запада, но трепетно охраняющая свою культуру и традиции. В воздухе витает дух новаторства, а умы художников бурлят идеями. В этой атмосфере рождается нечто совершенно новое — зачатки того, что мы сегодня знаем как аниме.

Отправной точкой можно считать период с 1907 по 1917 годы. В те времена в Японии стали появляться первые короткометражные анимационные фильмы. Один из них, не имеющий названия, можно найти в интернете по словам Katsudō Shashin, что означает «движущиеся изображения». Фильм длится всего три секунды. В нем мальчик в матроске пишет на доске фразу «Движущиеся изображения», затем поворачивается к зрителю и снимает шляпу (посмотреть этот 4‑секундный ролик вы можете здесь).

Среди тех, кто осмелился вступить на неизведанную территорию анимации, особо выделяются три имени: Отэн Шимокава, Дзюнъити Коути и Сэитаро Китаяма. Они — пионеры, чьи имена навсегда вписаны в историю аниме.

Кадр из анимационной ленты «Движущиеся изображения» (1907)
Кадр из анимационной ленты «Движущиеся изображения» (1907)

Отэн Шимокава, которого часто именуют отцом‑основателем японской анимации, подарил миру «Историю привратника Имокава Мукудзо» (Imokawa Mukuzo Genkanban no Maki) — один из самых первых, робких шагов в становлении аниме. Словно символ мечты и веры в будущее, проект 1917 года был выполнен в технике рисования мелом на доске. Несмотря на свою скромность и незатейливый юмор, он важен как свидетельство рождения японской анимации, смелый и полный надежд эксперимент в эпоху, когда мир технологий только начинал открывать свои возможности.

Дзюнъити Коути навеки вписал свое имя в историю анимации благодаря «Тупому мечу» (Namakura Gatana)  в 1917 году — истории о незадачливом самурае, чьи приключения вызывают улыбку и сочувствие. Этот мультфильм, возможно, и не поражает воображение сложной графикой, но берет за душу своим остроумием и оригинальностью. Его значение велико, ведь он одним из первых обращается к сердцу японской культуры, используя образ самурая, чтобы поведать забавную, но в то же время поучительную историю. Это был важный шаг к тому, чтобы аниме обрело свою национальную идентичность, чтобы оно заговорило на языке, понятном и близком каждому японцу.

Кадр из анимационной ленты «Тупой меч» (1917)
Кадр из анимационной ленты «Тупой меч» (1917)

Сэитаро Китаяма, словно алхимик, экспериментировал с техникой вырезанной бумаги, создавая анимации, исполненные большей сложности и детализации. Его работы отличались плавностью движений, персонажами, оживающими прямо на глазах, и потрясающей динамикой. Важность его экспериментов заключается в неустанном стремлении улучшить визуальную составляющую аниме, сделать его еще более выразительным и привлекательным. Его новаторский подход, его постоянный поиск новых путей заложили прочный фундамент для дальнейшего развития техник анимации в Японии.

Время учебы: импортозамещение и адаптация

Визуальный стиль «Белоснежки» (1937) и другие работы студии Disney сильно повлияли на японских аниматоров
Визуальный стиль «Белоснежки» (1937) и другие работы студии Disney сильно повлияли на японских аниматоров

После Великого землетрясения Канто в 1923 году, которое практически уничтожило Токио и Йокогаму, развитие японской мультипликации значительно замедлилось. В страну хлынул поток западной анимации, особенно американской. В то время самым известным мультипликатором XX века был, конечно, Уолт Дисней, на которого хотели равняться и все остальные.

Художники со всего мира, в том числе и японские, приезжали в студию Диснея в 1930‑е годы, чтобы учиться новым технологиям. Японцы внимательно изучили технику рисования, разобрали по кадрам вышедшие мультфильмы и поняли, что Дисней придумал уникальный способ передачи эмоций персонажа: большие глаза и простая геометрия его облика.

Японцам, которые были известны своей бережливостью, эта идея пришлась по душе, и они адаптировали эту рисовку. И сегодня именно она стала одной из главных отличительных черт всего жанра.

Кадр из мультфильма «Божественные моряки Момотаро» (1945)
Кадр из мультфильма «Божественные моряки Момотаро» (1945)

К 1940 году появились организации художников и мультипликаторов, которые занимались созданием аниме. В то время эти фильмы часто использовались для государственной пропаганды. В 1945 году был создан первый полнометражный японский мультфильм «Божественные моряки Момотаро». Дата создания была выбрана не случайно: заказчиком аниме был император Японии, который хотел поднять боевой дух своих солдат во время Второй мировой войны.

Переломным моментом стала атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. После этих ужасных событий индустрия немного сменила курс и вместе с этим начала активно развиваться.

Кадр из мультфильма «Ходячий замок» (2004), в котором в метафоричной форме отражен ужас послевоенной Японии
Кадр из мультфильма «Ходячий замок» (2004), в котором в метафоричной форме отражен ужас послевоенной Японии

Аниматоры выступали против войны, в мультфильмах для взрослых появились пацифистская тематика, сложные герои с непростым внутренним миром и сюжеты, в которых мир пережил апокалипсис или масштабную войну. Одним из главных пацифистов среди художников в будущем стал и легендарный Хаяо Миядзаки — достаточно вспомнить военный мотив в «Ходячем замке» или в последнем «Мальчики и птице», чтобы понять, о чем речь.

Золотая эра: восход солнца над аниме

Рабочий стол художника Осаму Тэдзуки в Музее манги в Токио
Рабочий стол художника Осаму Тэдзуки в Музее манги в Токио

Подлинным отцом‑основателем аниме принято считать Осаму Тэдзуку. Его работа ознаменовала расцвет аниме, который начался в 1960‑е годы благодаря гению Осаму, которого часто называют «богом манги» и «отцом аниме». Тэдзука совершил настоящую революцию в анимации, разработав узнаваемый стиль, характеризующийся большими глазами персонажей и упрощенными чертами лица. Он также внедрил новые методы производства, позволившие значительно сократить затраты и время создания анимационных фильмов.

В 1963 году Тэдзука основал студию Mushi Production и выпустил «Могучий Атом» (он же «Астробой») – первый аниме‑сериал, получивший огромную популярность в Японии и за рубежом. Это шоу рассказывало историю мальчика‑робота, созданного ученым, потерявшим своего сына. Сериал поднимал важные темы, такие как ответственность за свои творения, искусственный интеллект и место человека в мире технологий.

Кадр из аниме-сериала «Астробой» (1963)
Кадр из аниме-сериала «Астробой» (1963)

Его успех проложил путь для других аниме‑сериалов, таких как «Кимба, Белый лев» (Kimba the White Lion), «Морской мальчик» (Marine Boy) и «Гонщик Спиди» (Speed Racer). Именно в этот период японская анимация начинает формировать свой уникальный стиль, отходя от прямого копирования западных образцов и находя собственный голос.

Кадр из аниме-сериала «Кимба, Белый лев» (1965)
Кадр из аниме-сериала «Кимба, Белый лев» (1965)

Кадр из аниме-сериала «Гонщик Спиди» (1967)
Кадр из аниме-сериала «Гонщик Спиди» (1967)

В 1980‑е годы аниме переживает период качественного скачка, превращаясь из развлечения в мощное средство выражения глубоких мыслей и чувств. Сериал «Мобильный воин Гандам» (1979) выходит за рамки жанра меха, смело затрагивая сложные социальные, политические и философские темы.

А фильмы Хаяо Миядзаки, в особенности «Навсикая из Долины ветров» (1984), пронизанные трепетной любовью к природе и глубокой тревогой за будущее планеты, раскрывают миру способность аниме не только развлекать, но и побуждать к размышлениям о важнейших проблемах, стоящих перед человечеством.

Кадр из аниме-сериала «Мобильный воин Гандам» (1979)
Кадр из аниме-сериала «Мобильный воин Гандам» (1979)

Кадр из мультфильма «Навсикая из Долины ветров» (1984)
Кадр из мультфильма «Навсикая из Долины ветров» (1984)

Эти знаковые произведения стали настоящими культурными феноменами, оказавшими огромное влияние на другие виды искусства и сформировавшими мировоззрение целых поколений.

Глобальное влияние: покорение мира

Аниме стремительно перешагивает границы Японии, превращаясь в значимую часть мировой культуры. В 1990‑е годы такие сериалы, как «Сейлор Мун» и «Покемон», взрывают мировой рынок, покоряя сердца зрителей всех возрастов. Эти аниме становятся настоящими культурными феноменами, порождая бесчисленные фан‑клубы, вдохновляя создание огромного количества товаров, от игрушек и одежды до видеоигр и комиксов.

Кадр из аниме-сериала «Сейлор Мун» (1992)
Кадр из аниме-сериала «Сейлор Мун» (1992)

Кадр из аниме-сериала «Покемон» (1997)
Кадр из аниме-сериала «Покемон» (1997)

В аниме любого жанра, включая даже те, которые посвящены боевым роботам, можно увидеть отражение японской культуры и менталитета. Хотя на первый взгляд может показаться, что в мультфильме о роботах не место философии, «Евангелион», вышедший в 1995 году, стал культовым проектом. Его создатель, Хидэаки Анно, переживал сложный эмоциональный период, что отразилось на настроении и глубине сюжета.

Аниме стало для него способом выразить свои внутренние переживания, что нашло отражение в характерах персонажей и общей атмосфере. В сюжете присутствуют отсылки к каббале, христианству и японскому экзистенциализму, а каждый персонаж олицетворяет определенные психологические проблемы. Роботы же служат лишь инструментом для раскрытия внутренних конфликтов персонажей.

Кадр из аниме-сериал «Евангелион» (1995)
Кадр из аниме-сериал «Евангелион» (1995)

Реклама выставки 2022 года в Токио, посвященная «Евангелиону»
Реклама выставки 2022 года в Токио, посвященная «Евангелиону»

Влияние уникальной эстетики и стилистики аниме распространяется не только на анимацию, но и на другие формы искусства — литературу, музыку, моду и видеоигры. Фестивали и конвенции, такие как Comic‑Con и Anime Expo, собирают десятки тысяч фанатов, демонстрируя глобальную популярность жанра и его способность объединять людей из разных стран и культур.

Именно сейчас, когда аниме переживает новый виток популярности, как никогда важно иметь возможность легко и удобно знакомиться с важными образцами жанра. В Амедиатеке представлен широкий выбор аниме на любой вкус – от культовой классики до самых свежих новинок.

Кадр из аниме-сериала «Кардинал теней» (2022)
Кадр из аниме-сериала «Кардинал теней» (2022)

Здесь вы найдете аниме, ставшие культовыми за пределами Японии, например, захватывающий триллер «Звездное дитя» (Oshi no Ko), остросюжетное фэнтези «Кардинал теней» (Kage no Jitsuryokusha ni Naritakute!), а также спин‑офф одной из самых популярных космических опер – «Легенда о героях галактики: Новый тезис». Эти работы не только развлекают, но и заставляют зрителей задуматься о сложных философских и этических вопросах, демонстрируя глубину и многогранность аниме как вида искусства.

Кадр из аниме-сериала «Звездное дитя» (2023)
Кадр из аниме-сериала «Звездное дитя» (2023)

Кадр из аниме-сериала «Легенда о героях галактики: Новый тезис» (2018)
Кадр из аниме-сериала «Легенда о героях галактики: Новый тезис» (2018)

Взаимосвязь аниме с фильмами, поп‑культурой и обществом

Аниме давно перестало быть нишевым жанром. Оно стало частью глобальной культуры, влияя на кино, музыку, моду и даже видеоигры. Например, фильм «Матрица» (1999) вдохновлялся визуальным стилем аниме, особенно работами Мамору Осии («Призрак в доспехах»). «Трансформеры» с Меган Фокс и Шайей Лабафом основаны на одноименном аниме‑сериале, который начал выходить в 2002 году.

Аниме‑эстетика также проникла в мир видеоигр — такие проекты, как «Cyberpunk 2077» или «Persona 5», явно отдают дань уважения японской анимации, особенно таким проектам, как «Атака титанов».

Кадр из фильма «Матрица» (1999)
Кадр из фильма «Матрица» (1999)

Кадр из аниме-сериала «Атака титанов» (2013)
Кадр из аниме-сериала «Атака титанов» (2013)

В поп‑культуре аниме стало символом свободы самовыражения. Оно учит нас мечтать, бороться за свои идеалы и находить красоту в несовершенстве. Аниме — это не просто развлечение, это философия, которая находит отклик в сердцах людей по всему миру. Основная особенность аниме, отличающая его от западной анимации, — его аудитория. Если «западные» проекты ориентированы в основном на детскую аудиторию, то аниме привлекает внимание взрослых и подростков.

Современное аниме всё чаще обращается к актуальным социальным проблемам. Сериал «Психопаспорт» и совсем новое шоу «Твоя форма» исследуют темы государственного контроля и свободы личности, а «Токийский гуль» поднимает вопросы идентичности и принятия себя. Эти аниме не только развлекают, но и заставляют зрителей задуматься о важных социальных и этических вопросах.

Аниме завтрашнего дня

Будущее аниме выглядит многообещающим. Новые технологии, такие как VR и 3D‑анимация, открывают перед аниматорами новые горизонты. Например, уже сейчас появляются аниме, которые используют виртуальную реальность для создания более глубокого опыта. Однако индустрия сталкивается и с вызовами: авторское право, условия труда аниматоров и конкуренция с другими формами развлечений.

Тем не менее, потенциал аниме как международного культурного феномена огромен. С каждым годом жанр становится всё более разнообразным и инновационным, привлекая новых зрителей и вдохновляя творцов по всему миру. Обычным делом становятся проекты, которые используют новые технологии, например, «Моя подруга‑олениха Нокотан». Эта работа демонстрирует, как аниме может адаптироваться к современности и оставаться актуальным в быстро меняющемся мире.

Кадр из аниме-сериала «Моя подруга-олениха Нокотан» (2024)
Кадр из аниме-сериала «Моя подруга-олениха Нокотан» (2024)

Аниме — это не просто жанр, это искусство, которое продолжает развиваться и вдохновлять. От первых экспериментов до современных шедевров аниме прошло долгий путь, став важной частью мировой культуры. В коллекции Амедиатеки вас ждут проекты разных лет и направлений, которые помогут вам понять, почему аниме стало таким популярным и любимым во всем мире.