Продолжим наше литературно-историческое расследование, ища "следы А.И. Сулкадзева" в творчестве Н.В. Гоголя. А если вы впервые заглянули сюда "на огонёк", но ещё не вошли в тему, то я вам настоятельно рекомендую вначале пройтись по статьям о Сулакадзеве из подборки:
Итак, мы уже знаем некоторые псевдонимы А.И. Сулакадзева — хранителя "Велесовой книги"... Самые известные это — Гаспар и Бальтазар (и заметим, ведь рядом с ними должно стоять по идее и имя Мельхиора) — а это имена трёх волхвов, что приветствовали, по средневековой легенде, рождение Христа.
И именно под этими именами-псевдонимами является Сулакадзев как литературный персонаж в творениях его современников. Он же и таинственный "переплётчик" Гаспар, к коему из-за его библиотеки является из ада некий демон (согласно поэме "Расхищенные шубы" А.А. Шаховского). Он же и забавный острослов, отставной морской офицер, Бальтазар Бальтазарович (в комедии Н.В. Гоголя "Женитьба"). Да и имя волхва Мельхиора вскоре начнёт проявляться по мере продвижения нашего литературно-исторического расследования....
Заметим в строку, что Н.В. Гоголь, с коим Александр Иванович Сулакадзев пересекался в кондитерской у «Вольфа и Беранже» на Невском, описал ещё и внешность своего героя — отставного офицера Бальтазара Бальтазаровича в «Женитьбе», что сватался к Агафье Тихоновне (списанную, надо полагать со внешности Сулакадзева).
И о сей внешности было сказано следующее: фигура похожа на «петушью ногу» (то есть «с животиком», обычным у тех, кому за полтинник); цвет лица тёмен, а, чтобы казался посветлее, нужно надеть чёрный фрак; волосы густые, хотя есть проплешина «от лихорадки» (разумеется, от малярии, подхваченной в южных морях). Нос его характеризуется как «э... хороший», а потом и насмешливо как «длинный», с которым он и «уходит», получив отказ. Вспомним, точно такой нос (который тот и суёт куда попало, и который "гремит как труба") есть также и у Чичикова, о чём мы тоже ранее поминали...
* * *
И раз уж речь зашла о знаменитом, легендарном и таинственном "носе" нашего "триединого" волшебника А.И. Сулакадзева (Гаспара-Бальтазара-Мельхиора), то тут стоит сделать отступление....
Да-да! И тут не обошлось без гротесков Н.В. Гоголя. Ведь он потом написал и фантасмагорию на ту же странную донельзя тему: «Нос».
В сей повести высмеивается обретший самостоятельность нос некого петербургского чиновника, коллежского асессора Ковалёва. Хм! Наконец, наш герой получил повышение: и из 9- класса, из титулярных советников, перескочил в 8-й класс. Поелику он как бы "с Кавказа", а ведь и тогда в России выходцы с национальных окраин уже имели привилегии. ("Коллежских асессоров, которые получают это звание с помощию учёных аттестатов, никак нельзя сравнивать с теми коллежскими асессорами, которые делались на Кавказе..." — ехидно заметил в сей повести Гоголь.)
Вообще, повесть "Нос", конечно, совершено феерична... "Вот какая история случилась в северной столице нашего обширного государства! Теперь только, по соображении всего, видим, что в ней есть много неправдоподобного. Не говоря уже о том, что точно странно сверхъестественное отделение носа и появленье его в разных местах в виде статского советника, — как Ковалев не смекнул, что нельзя чрез газетную экспедицию объявлять о носе? Я здесь не в том смысле говорю, чтобы мне казалось дорого заплатить за объявление: это вздор, и я совсем не из числа корыстолюбивых людей. Но неприлично, неловко, нехорошо! И опять тоже — как нос очутился в печёном хлебе... Нет, этого я никак не понимаю, решительно не понимаю! Но что страннее, что непонятнее всего, — это то, как авторы могут брать подобные сюжеты..."
Кстати, "самобытность» носа сего майора Ковалёва, который блуждал сам по себе по Петербургу, отчасти объяснима тем, что хозяин оного прибыл с Кавказа, славного своими орлиными носами.
Вспомним тут и о кавказском предке Александра Ивановича — князе Сулакидзе, прибывшем в Россию в 1724 году вместе с грузинским царём Вахтангом VI...
* * *
Кстати, Александр Иванович Сулакадзев, похоже, крайне переживал по поводу такого «кавказского наследства», и, конечно же, разделял общее мнение, мол, — "Будь ты хоть дурак, осел, гусь и что хочешь, — дай тебе только порядочный нос, — и двери Фортуны перед тобою распахнутся... А нет, так ты и останешься — «с носом»" (Стерн. «Жизнь и мнения Тристрама Шанди». СПб., 1804).
И тогда Александр Иванович «зарывался носом» в иностранные медицинские журналы, где речь шла о набиравшей уже тогда популярность ринопалстике, то есть об исправлении носа хирургическим путём.
Но и там была та же странная петрушка... Будто в издёвку, высокоучёные мужи, и прочие «глубокие изыскатели природы» рассуждали, насколько может вырасти нос. И иные склонялись во мнении, «что в природе не существует причины, которая бы воспрепятствовала человеческому носу вырасти длиною и с самого человека»... Ну, и затем пойти гулять по бульвару, волочась за дамами... Сии мнения Сулакадзев также мог прочесть у того же весьма популярного тогда французского писателя Стерна... И, между прочим, первая его (в "соавторстве" с А.А. Шаховским) театральная работа так и именовалась "Новый Стерн".
И вот представим, как, почитавший у сего Стерна о носе, уже в совершенном отчаянии, А.И. Сулакадзев (как и потом Н.В. Гоголь, у которого была та же проблема) шёл в кондитерскую «Вольф и Беранже» или в кофейню «Старый Феникс», и заказывал себе горячего пунша.
И там, раскрывши литературный журнал «Прибавление к Русскому инвалиду», читал, к примеру, такой «Панегерик носу».
«О нос, чистейший своей нравственностью! Ты вопиешь о пороках того человека, который тебя носит! Твои улики безмолвны, но красноречивы. Твой пунцовый цвет изобличает человека, предавшегося вполне Бахусу...».
Разумеется, после сей осанны в адрес носа, пунш покрывался корочкой льда...
* * *
И единственно, где тогда казалось бы можно было обрести отдохновение от сего непотребства — это отправиться на новую постановку водевиля в театр — в Большой или же в Александринку...
Так ведь и там — что тогда ставили! Феерию-сказку А. Писарева «Волшебный нос или талисманы и финики»!
А эта та самая сказка, в которой король съедает волшебные финики и у него вырастает небывалый нос. А лекарь, переодетый герой сказки, в награду за лечение получает руку принцессы...
Кстати, а не приложил ли руку к тексту сей как бы переводной с французского сказки опять-таки сам Александр Иванович Сулакадзев?
Уже не раз, и не два были замечены постановки водевилей, им писанных или переведённых (а затем и найденных в его архиве), но поставленных от имени иных авторов. Так он поступал всегда, и тут, похоже, та же история... Недавно почивший (и, похоже, подставной) драматург... Новая постановка... Хорошая маскировка, однако!
Сулакадзев любил шифроваться! Тем паче и шутки в том водевиле типично сулакадзевские, даже и с морским колоритом, так мог пошутить (и над собой тоже!) отставной офицер флота:
Лекарь: В своем роде прекрасный нос и мог бы служить за корабельный нос. Но у меня есть носовой... (Вынимает платок и сморкается).
Принцесса. Платок?
Лекарь. О нет! У меня есть носовой порошок, который сделает ваш нос с вершок. Хотя б он был Китайскую стену длинною, ему не устоять предо мною. И будь он толст как колосс Родосский, станет он совсем неброский! И даже будь он остёр как пирамида — станет он приличного вида!
Король: Это что — такая острота? Не водите меня за нос, как за бантиком кота!
Такая прямо-таки одержимость темой "носа" в театральной жизни тогдашней столицы, конечно можно объяснить не только прямым участием в написании сценариев пьес самим Сулакдзевым. Но и — также как в случае с пьесами и повестями Н.В. Гоголя — просто популярностью, если не сказать сакральностью, фигуры командора "Белого Ордена" капитула Феникса — самого Александра Ивановича Сулакадзева, привлекающей внимание литераторов, да и не только их.
И сим Сулакадзев, конечно же, тяготился, — к чему бы ему это? Оттуда и его скрытность, да и маскировка за псевдонимами и проч...
* * *
Похоже, что тема носа и его исправления (ринопластики) к 1829 году, стала чуть ли не "идеей фикс" для А.И Сулакадзева. Он стал выписывать зарубежные медицинские журналы, погрузился в темы инструментальной медицины. Его дневники испещрены выписками из журналов на родственные темы...
И он приходит к выводу, что в России такие операции ещё не возможны, а вот во Франции — их уже начали успешно проводить некоторые хирурги...
И... очевидно, он — не стеснённый в средствах — наконец, решился! И не только поправить нос. Но и полностью переписать свою жизнь. Всё начать с чистого листа: новый нос, новая жизнь и даже... новая страна!..
Тем паче, в России сейчас, после восстания декабристов, масоны почитаются неблагонадёжными. Ведь они, организаторы и сопричастники восстания, — теперь вне закона. А он-то — командор масонского ордена... Ему за одно это грозит Сибирь, не говоря о том, что источник его богатства давно вызывает вопросы у полиции...
Пора инсценировать свою смерть (как это сделал в своё время и его кумир, и тоже офицер Преображенского полка, К.Ф. И. фон Мюнхгаузен, решивший таким образом свою проблему с кредиторами и умерший на деле позже своей "официальной смерти", и, похоже, — у нас, на Севере...)
Итак, далее, — я излагаю свою версию событий, очень далёкую от "официальной". В марте 1829 года, титулярный советник Александр Иванович Сулакадзев для всех умирает — неожиданно, без причастия, в возрасте 58 лет. Его тело хоронят на кладбище Большой Охты... Вдова распродаёт его имущество и библиотеку (самые значительные манускрипты передаются в библиотеку Эрмитажа и не только туда)...
А затем, во Франции (а потом и в Турции), появляется... некто Эже́н-Мельхио́р виконт де Вогюэ́ (фр. Eugène-Melchior vicomte de Vogüé). Со следами ринопластики на носу и даже с отёками после операции на лице... Это что — Сулакадзев, взявший имя третьего волхва?
Звучит удивительно и, конечно, совершенно невероятно. Хотя бы потому, что сей Мельхиор... по документам более чем на полвека (на сакральные 77 лет!) младше Сулакадзева. Тут не конспирология, а прямо фантастика. И она, кстати, легко снимается, если признать сего Мельхиора — просто-напросто сыном или внуком Мельхиора, бежавшего из России (таковые титулы, как и носы, требующие ринопластики, передаются по наследству).
Всё так. Однако, в рунических манускриптах из библиотеки Сулакадзева есть и вполне доступное описание (рецепт) возвращения молодости, то есть почти бессмертия. Как бы к этому ни относиться.
Пока мы оставим эту тему, но всё же присмотримся к сему загадочному Мельхиору де Вогуе — французскому писателю, дипломату и... русисту, — с крайне любопытной биографией. В ней много "тёмных пятен", неожиданных появлений после долгого отсутствия, смерти близких родственников, которые могли бы его опознать (это так похоже на обычную для масонов высших степеней "операцию прикрытия").
Между прочим, именно он, Мельхиор де Вогуе, впервые познакомил европейцев (вначале французов) с русской классической литературой. И именно он первый заявил, что русская литература вышла из «Шинели» Гоголя. «Все мы вышли из «Шинели Гоголя. Жалкая шинель Акакия Акакиевича — это мантия библейского пророка, оставленная ученикам, дабы они могли возноситься на небеса...» — писал он...
И, заметим, у Мельхиора де Вогуе масса сочинений на тематику старой русской истории... Его, например, занимала эпоха Петра Первого...
А если вспомнить, что род Сен-Клеров, к коему как бы принадлежал де Вогуе, в масонской традиции считается носителем тайны «Святого Грааля», также как и А.И. Сулакадзев — тайны кавказского Грааля, поминаемого в рунических славянских манускриптах... То тут и впрямь становится очень и очень интересно.
И деятельность Мельхиора в России (а он у нас потом прожил много лет и даже женился на фрейлине Н.Н. Анненковой) уже кажется инспирированной именно франк-масонами, к коим они оба принадлежали.
Так и хочется предположить, что сей Мельхиор и есть сам Сулакадзев, тайно перебравшийся после сфальсифицированной им смерти во Францию.
Или даже — если уж мечтать далее — он воспользовался каким-нибудь порталом, переносящим в пространстве и во времени... Это было бы вполне в его духе, ибо Сулакадзев писал и такого рода фантастику (а потом его идеи, если не тексты, «заимствовал» Фаддей Булгарин).
Но эта материя нас слишком далеко уведёт и тут мы её оставим... До следующей статьи.
+++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси,