Найти в Дзене
ГУАП | SUAI

Ключ к фантастике: встреча с писателями-фантастами в Точке кипения ГУАП

20 марта в Точке кипения — Санкт-Петербург. ГУАП на встрече «Просто фантастика!» писатели трёх поколений рассказали, как фантастика развивается в России, и каковы истоки популярного жанра.

Рядом с героями вечера на столике лежала пожелтевшая от старости книга, «Лунная радуга» Сергея Павлова. В ней — автограф Андрея Борисенко, летчика-космонавта и Героя Российской Федерации. Он брал ее с собой на орбиту МКС. Рядом — «Пикник на обочине» Стругацких. Самиздат. Купить книги этих авторов раньше было невозможно из-за цензуры. Только перепечатки ходили из рук в руки.

Диалог завязался с фразы: «Каких авторов-фантастов вы читали?». Пара человек вспомнили авторов советской фантастики XX века — Ефремова, Беляева, Стругацких. Как оказалось, к фантастике можно отнести антиутопии «О дивный новый мир», «1984», романы Пелевина, и даже «Мастера и Маргариту». Подробнее об истоках жанра рассказал писатель и историк космонавтики Антон Первушин. Провел небольшую лекцию о том, как появилась фантастика, а за ней — ее научная разновидность. 

-2

«От Земли на поиски земли…»

Все началось с «Поэтики» Аристотеля. «Историк и поэт различаются не тем, что один говорит стихами, а другой прозой. Ведь сочинения Геродота можно было бы переложить в стихи, и всё-таки это была бы такая же история», — пишет философ. Еще со времен Древней Греции в сюжетах фигурировали воображаемые образы сверхгероев и богов. Фантастика оставалась приемом до 1818 года, когда вышел роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Существо вступает в конфликт со своим создателем. На этот раз героя из мира иного оживляет не некромант, волшебный персонаж, а ученый. В то время наука обещала создать реальные чудеса: алхимикам — философский камень, а особо удачливым — бессмертие. Так фантастика возникла вновь, не как приём, но как жанр. Впервые фантастику научной назвал писатель и популяризатор науки Яков Перельман.

-3

Фантастика описывает немыслимое, но в основе её — научное знание. Признанный сообществом ученых факт, гипотеза или теория придают ей научного авторитета, или же достоверности. Главная функция жанра — трансляция новизны. Поэтому классикой становятся авторы, у кого получилось заглянуть за ширму будущего здесь и сейчас.

Если говорить о фэнтези, то как жанр он появился в XIX веке. Его элементы входили в сказки и европейские рыцарские романы. В 1942 году на западе возникло желание выделить направление, где нет науки, но есть волшебство. Общественные настроения диктовали уход от суровой реальности к вымыслу, в другой, полностью сконструированный кем-то, мир. 

-4

«От тревоги к будущей тревоге…»

В России интерес к фантастике не так высок, как за рубежом, отметил Первушин. В Европе и Китае этот жанр развивается намного быстрее — там есть специализированные школы, которые занимаются изучением научной фантастики. «Нет ни новизны, ни представления о том, как будут развиваться технологии, нет желания показать это ярко, красиво», — сказал лектор о состоянии научной фантастики в нашей стране. Конкурсы и премии, на его взгляд, бесполезны. Единственное, что может спасти положение — журнал-площадка для талантливых авторов. Есть журнал «Мир фантастики», но он всеядный: там публикуются как рассказы, так и комиксы, новости игр и науки. Ключ к фантастике такой: найти группу заинтересованных людей, основать журнал и раскрутить таким образом, чтобы наградой для авторов стало само право попасть на его страницы. Пока одни авторы пишут очевидное об искусственном интеллекте, другие могли бы предсказывать явления будущего, как в своё время писатели-фантасты предсказали Первую мировую, газовые атаки и развитие феминизма.

Скоро в «Ледовом дворце» откроется выставка, посвященная этому многогранному жанру. 

Екатерина Садовина

Фотограф Вячеслав Кукланов

Фэнтези
6588 интересуются