В нашей стране любят критиковать отечественный автопром за якобы частое заимствование у иностранных производителей. Однако далеко не все понимают, насколько сложно создать автомобиль полностью с нуля.
Адаптация уже готовой модели под местные условия - тоже весьма нетривиальная задача. Многие знают, что ВАЗ-2101 ("копейка") - это лицензионная копия итальянского Fiat 124.
Но всё не так просто - советские инженеры внесли в конструкцию множество серьёзных изменений, чтобы автомобиль смог выдержать наши непростые условия эксплуатации. Это была действительно огромная совместная работа.
В СССР до появления "Жигулей" личный автомобиль был большой редкостью. Причина была не только в высокой цене - эксплуатация авто была сопряжена с большими сложностями из-за слаборазвитой инфраструктуры.
В 1960-е руководство страны решило наладить выпуск массового доступного автомобиля на базе зарубежной модели. Причем с прицелом на экспорт - для поступления в страну валюты.
В качестве партнера были рассмотрены разные варианты, в том числе из стран соцлагеря. Например, советской "копейкой" мог стать Рено 16. Но в итоге выбор пал на итальянский Фиат, который предложил выгодные условия сотрудничества.
Не последнюю роль в сделке также сыграли итальянские коммунисты. Политические связи оказались важнее сугубо технической стороны вопроса. Еще в 1965 г. был подписан промежуточный договор, а накануне владелец Фиат Джованни Аньелли даже приезжал в СССР.
Окончательный договор заключили 8 августа 1966 г. За основу был взят Фиат 124 - "Автомобиль года 1967" в Европе. Выбор пал именно на эту современную и удачную модель.
Огромный завод, который должен был выпускать новый автомобиль, начали строить в городе Ставрополь-на-Волге. Его выбрали из-за удобного расположения на берегу Волги, что облегчало логистику. Позже город переименовали в Тольятти в честь Пальмиро Микеле Никола Тольятти - деятеля итальянского и мирового коммунистического движения..
Параллельно со стройкой завода в разных уголках СССР стартовали масштабные испытания Фиат 124 - от Крыма до Заполярья. Машину тестили и и в хвост и в гриву.
Уже вскоре стало ясно, что итальянский седан категорически не готов к советским дорогам и климату. Кузов в буквальном смысле разваливался, не выдерживала подвеска. Трещины, разрывы, поломки... Требовалась глубокая адаптация и усиление всех основных узлов и агрегатов.
Итальянцы в спешном порядке подготовили модификацию 124R (Russia), но работы было еще очень много. Советским и итальянским специалистам пришлось поработать бок о бок не один год.
Внешне ВАЗ-2101 отличался ручками дверей, более массивными бамперами с "клыками", буксировочными проушинами. Но главные изменения были внутри. Это усиленный кузов, модернизированные подвески, коробка передач.
Советские инженеры настояли на прогрессивном верхнем расположении распредвала в двигателе. Однако это решение имело и обратную сторону. Первые 10 лет быстрый износ распредвалов доставлял массу проблем владельцам "копеек".
Технологическое решение этой проблемы было найдено лишь к 1982 году. Для иллюстрации серьезности ситуации стоит отметить: в течение 1970-х годов фиксировались многочисленные случаи взлома автомобилей исключительно с целью хищения дефицитной детали — распределительного вала.
Сзади вместо дисковых тормозов применили более живучие барабанные. Всего насчитали около 800 конструктивных отличий от итальянского прототипа.
Советские граждане прислали около 50 тыс. вариантов названия для новой модели! Среди них - Новорожец, Катюша, Аврора, ВИЛ-100. Но утвердили имя Жигули - в честь гор рядом с Тольятти.
Правда, для реализации автомобиля за границей имя пришлось заменить на Lada из-за неблагозвучного созвучия с "жиголо" в европейских языках.
Ради "Жигулей" пришлось с нуля разрабатывать моторные масла, охлаждающие и тормозные жидкости, которых просто не было в СССР. Автомобиль не мог довольствоваться тем, что имелось.
Интересно, что в процессе создания моторного масла для ВАЗ-2101 обнаружилось превосходство опытных советских образцов над итальянскими аналогами. Представители Fiat, изначально отнесшиеся к этому с недоверием, втайне отправили масло на экспертизу в Турин, где лабораторные исследования подтвердили данное превосходство.
Проект дал огромный буст развитию химпрому и производства автокомпонентов. Десятки смежных предприятий и НИИ работали на нужды ВАЗа.
Первое время "Копейку" собирали с большим количеством оригинальных итальянских деталей. Но постепенно уровень локализации рос и к 1974 г. достиг почти 100%.
Начался выпуск модификаций - ВАЗ-21011 с мотором 1.3 и люксовый ВАЗ-21013. Базовая 2101 продержалась на конвейере до 1988 г, пройдя долгий путь развития.
Различные версии и клоны Фиат 124 производились по всему миру - от Испании до Индии. Всего в Советском союзе и России было сделано около 15 млн. "Жигулей" всех моделей на базе итальянского седана. Таким образом, 124-й наряду с Форд T и VW Käfer вошел в историю как один из самых массовых автомобилей всех времен.
Проект по освоению производства Fiat 124 в СССР имел огромное значение для отечественного автопрома и экономики в целом. Итальянская модель стала основой для массовой автомобилизации во многих соцстранах - от Польши до Югославии.
Опыт создания ВАЗ-2101 показал, насколько эффективной может быть адаптация зарубежной конструкции под местные условия. Это был большой шаг вперед и начало новой эпохи.