Найти в Дзене
ROCKDIGGER

RUSH - Moving Pictures, 1981 Том Сойер тут при чём?...изучим тему.

Этот альбом на виниле попал мне в руки впервые, когда мне было 14 лет! Осенним вечером 1981 года я впервые услышал его звучание (кажется то была вертушка Вега-002-стерео). Мой товарищ, постарше годами, пригласил меня к себе послушать "новьё". Я послушал, и, кроме красивого и необычного фото на плотном чёрном конверте никакого впечатления от этого альбома не осталось: не готов я был тогда слушать такого рода музыку, что было вполне нормально. Но, когда мне перевалило за сорок-сорок пять лет, этот альбом попался мне в руки вновь, и неожиданно, я открыл для себя всю заложенную в нём красоту. Приветствую всех, Rockdigger сегодня вновь с Вами. Moving Pictures ("Перемещение картин") от канадского трио Rush вполне интересная тема для размышлений после трудового дня. Да и сама группа Rush будем здесь честны, своим творчеством либо всепоглощающе любима фанами, либо совершенно ненавистна частью рокерской аудитории, непринимающей в первую очередь тембр голоса вокалиста Гедди Ли, лишенного характе

Этот альбом на виниле попал мне в руки впервые, когда мне было 14 лет! Осенним вечером 1981 года я впервые услышал его звучание (кажется то была вертушка Вега-002-стерео). Мой товарищ, постарше годами, пригласил меня к себе послушать "новьё". Я послушал, и, кроме красивого и необычного фото на плотном чёрном конверте никакого впечатления от этого альбома не осталось: не готов я был тогда слушать такого рода музыку, что было вполне нормально. Но, когда мне перевалило за сорок-сорок пять лет, этот альбом попался мне в руки вновь, и неожиданно, я открыл для себя всю заложенную в нём красоту.

Приветствую всех, Rockdigger сегодня вновь с Вами.

Moving Pictures ("Перемещение картин") от канадского трио Rush вполне интересная тема для размышлений после трудового дня. Да и сама группа Rush будем здесь честны, своим творчеством либо всепоглощающе любима фанами, либо совершенно ненавистна частью рокерской аудитории, непринимающей в первую очередь тембр голоса вокалиста Гедди Ли, лишенного характерной для бунтарских рокерских опусов страстной агрессии. И всё-же, Rush, это элита - высшая лига мирового рок-музыкального искусства. И конкретно этот альбом яркое тому подтверждение. Копнём подробностей.

Rockdigger c виниловой версией альбома Rush - Moving Pictures, 1981 ("Перемещение картин")
Rockdigger c виниловой версией альбома Rush - Moving Pictures, 1981 ("Перемещение картин")

Какой-то уникальной истории о создании этого альбома не существует. Единое ключевое событие в истории его создания это то, что этого альбома не должно было быть! Впервые, за свою карьеру, команде Rush удалось провести первое десятимесячное турне по США, Канаде и Британии в поддержку своего (1980 г.) предыдущего альбома "Permanent Waves" с большой прибылью. Как говорили критики того времени - "Сегодня Rush процветают" (The Rush is thriving today). Отмечу, что популярность группы росла не на ровном месте, совпали многие сопутствующие факторы того времени: интерес публики к более усложнённым музыкальным структурам при сохранение лёгкости восприятия (примеры: Rush и, скажем, британцев The Police, охотно включали в радиоэфиры многих стран).

Лавина инженерно-технических новинок для музыкантов, операторов и звукорежиссёров стремительно расширяла возможности как исполнения так и студийной записи рок-музыки на более качественный уровень. Для примера, сравните записи рок-музыки сделанные в 60-е и ранние 70-е с началом 80-х годов - "на лицо" уже серьёзная разница. Поэтому, в такие команды, как Rush, учитывая их изобретательный творческий потенциал с виртуозным исполнением охотно вкладывались средства на тестирование передовых по тем временам звукозаписывающих технологий.

Интересно и то, что Rush, и такие группы как скажем, Blue Öyster Cult и др. считались “метал-группами для думающих людей, группами, которые слушали интеллектуалы и которая доставляла им удовольствие" (дословно: "..thinking man's metal-band,” or a metal band that intellectuals listened to and enjoyed").

Geddy Lee (Гедди Ли) бессменный вокалист и бас-гитарист Rush на сцене.
Geddy Lee (Гедди Ли) бессменный вокалист и бас-гитарист Rush на сцене.

Группа Rush имела контракт с крупной издающей компанией Mercury (major-deal) со стороны которой, все дела с Rush вёл менеджер Клифф Бёрнштейн (Cliff Burnstein). Будущее показало, что талант и проницательность этого человека (и его партнёра Питера Менша) сыграют как в 80-е так и в 90-е годы внушительную роль в становлении мировой рок-сцены. Конкретно для Rush, Клифф Бернштейн обеспечил подписание контракта на два первых альбома.

Клифф Бёрнштейн в центре и Дэвид Фрике (обозреватель журнала Rolling Stone, в последствии - Главный редактор журнала). Бёрнштейн совместно с парнёром Питером Меншем выведут на свет очень известные проекты от  AC/DC, MSG, Deff Leppard и Metallica...до Muse, Foals и тд. и т.п. Именно Клифф Бёрнштейн настоял на записи нового альбома Rush, коим и стал Moving Pictures.
Клифф Бёрнштейн в центре и Дэвид Фрике (обозреватель журнала Rolling Stone, в последствии - Главный редактор журнала). Бёрнштейн совместно с парнёром Питером Меншем выведут на свет очень известные проекты от AC/DC, MSG, Deff Leppard и Metallica...до Muse, Foals и тд. и т.п. Именно Клифф Бёрнштейн настоял на записи нового альбома Rush, коим и стал Moving Pictures.

Представитель Mercury Клифф Бёрнштейн находился в дружеских и тесных отношениях с парнями из Rush. Наверное, он профессионально разглядел в них музыкально и технически одарённых людей, сформировавших вокруг своей музыки большую и верную целевую аудиторию слушателей. Кроме того, Rush были способны выдерживать изнурительные гастроли, и материалы своих песен они как правило сочиняли во время гастролей, на саундчеках, на репетициях т.д. По окончании десятимесячного тура Permanent Waves и учитывая большое внимание к Rush, музыканты решили оперативно зафиксировать этот ажиотаж на новом живом альбоме группы, которому даже было придумано название - Exit Stage Left - записи одного из самых колоритных своих шоу. Однако, Клифф Бёрнштейн настоял на том, чтобы Rush оставили эту затею, и записали новый студийный альбом с новыми песнями, потому как две из них - "Tom Soyer" и "Limelight" Rush уже отыгрывали на своих 16-ти концертах в сентябре 1980 года, как позже пояснил басист Гедди Ли - "Чтобы разогреть их". Настойчивость Бёрнштейна убеждает Rush изменить планы и записать новый студийный альбом и, притом, сделать это как можно быстрее. К тому-же, проплаченная современная Студия Le Studio, расположенная на озере Перри, в предгорьях живописных Лаврентийских гор (“Это действительно было частью великого Канадского пейзажа”, -говорил Гедди) ожидала музыкантов Rush в своих стенах.

The Moving Pictures sessions in Le Studio, L-R: продюсер - Terry Brown, Geddy Lee, Alex Lifeson и звукоинженер Paul Northfield. Примечателен факт, что работа над сведением песен проходила на фоне удручающего известия о гибели "экс-битла" Джона Леннона, в Нью-Йорке 8 декабря 1980 г.
The Moving Pictures sessions in Le Studio, L-R: продюсер - Terry Brown, Geddy Lee, Alex Lifeson и звукоинженер Paul Northfield. Примечателен факт, что работа над сведением песен проходила на фоне удручающего известия о гибели "экс-битла" Джона Леннона, в Нью-Йорке 8 декабря 1980 г.
Алекс Лайфсон позирует играя долларовыми купюрами на гитаре на сессиях Moving Pictures в LeStudio. Жизнь музыкантов после 1981 года отныне и до самого распада никогда не уйдет в минус. Новый альбом Moving Pictures окончательно закрепит для Rush международный успех.
Алекс Лайфсон позирует играя долларовыми купюрами на гитаре на сессиях Moving Pictures в LeStudio. Жизнь музыкантов после 1981 года отныне и до самого распада никогда не уйдет в минус. Новый альбом Moving Pictures окончательно закрепит для Rush международный успех.
На фото Rush в аппаратной LeStudio во время записи альбома Moving Pictures. Ноябрь 1980 года/ Отчетливо видна бас-гитара в руках у Гедди Ли, которую он использовал для записи песни "Tom Sowyer", это модель Fender JazzBass, купленная Гедди за недорого в случайном ломбарде. По его признанию, он впервые решил отложить в сторону свой Rickenbacker, утверждая, что именно звук JazzBass "работал" именно в этой песне, как бы ни странно это звучало.
На фото Rush в аппаратной LeStudio во время записи альбома Moving Pictures. Ноябрь 1980 года/ Отчетливо видна бас-гитара в руках у Гедди Ли, которую он использовал для записи песни "Tom Sowyer", это модель Fender JazzBass, купленная Гедди за недорого в случайном ломбарде. По его признанию, он впервые решил отложить в сторону свой Rickenbacker, утверждая, что именно звук JazzBass "работал" именно в этой песне, как бы ни странно это звучало.
Отмечу, что к 1980 году дела Rush неуклонно шли в гору, а потому, каждый из музыкантов, включая менеджера/продюсера Терри Брауна, уже был обладателем собственного "Porsche". Через несколько лет автопарк каждого из музыкантов будет только пополняться, и у Нила Пирта, скажем к 20-му году соберётся солидный автопарк из семи раритетных и дорогих спорткаров, про каждый из которых он издаст прекрасную фотоальбом-книжку Silver Surfers.
Отмечу, что к 1980 году дела Rush неуклонно шли в гору, а потому, каждый из музыкантов, включая менеджера/продюсера Терри Брауна, уже был обладателем собственного "Porsche". Через несколько лет автопарк каждого из музыкантов будет только пополняться, и у Нила Пирта, скажем к 20-му году соберётся солидный автопарк из семи раритетных и дорогих спорткаров, про каждый из которых он издаст прекрасную фотоальбом-книжку Silver Surfers.
Здание Законодательного Собрания провинции Онтарио в Квинз парке, города Торонто, Канада. Выходной день воскресенье, когда у здания свободная парковка и нет снующего персонала было самым наилучшим периодом для фото и видео сьёмок темы "перемещения ТРЁХ разных картин", шифрующих метафору творчества Rush, размещение людей в кадре и т.д.  занявшим весь тот день. Хью Сайма очаровали ТРИ выразительные монолиты арок, каждая из которых поддерживалась ТРЕМЯ колоннами и наличием ТРЁХ арочных окон  -  для альбома группы состоящей из всего ТРЁХ человек фантазия Хью Сайма незримо связывала эти знаки воедино.
Здание Законодательного Собрания провинции Онтарио в Квинз парке, города Торонто, Канада. Выходной день воскресенье, когда у здания свободная парковка и нет снующего персонала было самым наилучшим периодом для фото и видео сьёмок темы "перемещения ТРЁХ разных картин", шифрующих метафору творчества Rush, размещение людей в кадре и т.д. занявшим весь тот день. Хью Сайма очаровали ТРИ выразительные монолиты арок, каждая из которых поддерживалась ТРЕМЯ колоннами и наличием ТРЁХ арочных окон - для альбома группы состоящей из всего ТРЁХ человек фантазия Хью Сайма незримо связывала эти знаки воедино.

Известно, что альбом Moving Pictures записанный в октябре-ноябре 1980-го года был смикширован новаторским методом с помощью цифрового процессора Sony 1610 частотой 16 бит/44.1 кГц. (!) Много позднее, были попытки расширения диапазона, к примеру, в виниловом ремастере 2015 г. довести частоту дискретизации до 24бит/48кГц. Однако, поскольку Moving Pictures изначально не был смикширован в таком дискретном диапазоне, это как-раз и объясняет факт официальной продажи магазинами цифровой музыки этого альбома только с максимально доступной частотой 48 кГц.


Ниже привожу фотографии со вкладки альбома, это только часть серии фото, которая была сделана во время трёхдневного (!) пребывания двух фотографов в гостевом домике студии La Studio в период записи Rush
Moving Pictures.

Алекс Лайфсон - гитара. (р. 27.08.1953 г.)
Алекс Лайфсон - гитара. (р. 27.08.1953 г.)
Гедди Ли- лидер вокал, бас-гитара. (р 29.07.1953 г.)
Гедди Ли- лидер вокал, бас-гитара. (р 29.07.1953 г.)
Нил Пирт - автор всех текстов Rush (р.1952- скончался 07.01.2020 от глиобластомы (рак) мозга.)
Нил Пирт - автор всех текстов Rush (р.1952- скончался 07.01.2020 от глиобластомы (рак) мозга.)
Продюсер и незримый, четвёртый участник Rush - Терри Браун (Terry Brown, р. 26.07.1936 г.) интересно, что Браун начинал, как звукоинженер записывающий Джимми Хендрикса, но и затем, помимо Rush, он продюсировал множество альбомов различных топовых исполнителей. Один из его звездных проектов - интернациональный мега-хит от Cutting Crue - "(I Just) Died in Your Arms".
Продюсер и незримый, четвёртый участник Rush - Терри Браун (Terry Brown, р. 26.07.1936 г.) интересно, что Браун начинал, как звукоинженер записывающий Джимми Хендрикса, но и затем, помимо Rush, он продюсировал множество альбомов различных топовых исполнителей. Один из его звездных проектов - интернациональный мега-хит от Cutting Crue - "(I Just) Died in Your Arms".

А что-же до песен на альбоме "Перемещение картин"?

С учётом того, что музыка Rush давно уже характеризуется как "композиции длящиеся пять минут по факту звучат как двадцать", то здесь все вроде бы так всё и обстоит: композиций всего семь. Открывающий боевик "Tom Sowyer". Том Сойер - это выдуманный персонаж американского писателя Марка Твена, главного героя романа "Приключения Тома Сойера" (1876), семи лет от роду, бесконечно шаловливого, но весьма смышлёного парнишки из городка Санкт-Петербург, шт. Миссури, США. Герой Тома Сойера кажется "притянут за уши", то ли Нил Пирт в рифму утрамбовал это случайное имя, то ли были ещё какие-то обстоятельства (есть различные путанные интервью, но я бы сказал так, что "не стоит искать чёрную кошку в комнате, где её точно нет") В целом, попробую расшифровать здесь такую аллегорию: "Воин, герой, стоящий над всем".. можно расценить, как чистая детская непорочность, живой дух, ещё не познавший настоящего зла получает энергию из суеты дня, а вот сегодня, этой энергией идёт сплошная торговля. Что-ж, интересная тема. Барабаны, клавиши Moog, изобретательная линия баса, потрясающие гитары, великолепное высокое пение в различных регистрах, безукоризненный английский язык. Всё идеально!И такие-же, словно, кирпич к кирпичу выстроены все следующие композиции, составляющие из себя яркий и цельный музыкальный монолит.

Обложка сингла Том Сойер (с бонусом Witch Hunt - Охота на ведьм)
Обложка сингла Том Сойер (с бонусом Witch Hunt - Охота на ведьм)

Если вы не любите прогрессивный рок (в то время такая музыка называлась проще - art-rock) То, вполне вероятно, именно этот альбом Rush тихо и без лишней суеты раздвинет ваши горизонты понимания музыкальных гармоний. Вы не сразу поймёте, что здесь играют и поют всего три человека, настолько разнопланово и щедро эти одарённые парни рассыпают для нас свои жемчуга. Ловите! Красивое синкопированное флажолетное начало у второй пьесы альбома про некую "красную Барчетту", мощный скоростной автомобиль, припрятанный, в течении пятидесяти лет (!) на дядюшкиной ферме из уже исчезнувшего времени, в период будущего запрета на двигатели внутреннего сгорания. Так вот племяш, приезжает тайком погонять на этой красавице, переключая скорости и дрифтуя, разметая в стороны гравий из под ревущих шин, под выброс адреналина размывая вокруг пейзажи...("Red Barchetta"). Ух!

Анимация на пьесу Red Barchetta из фильма Exit... Stage Left Tour 1981, в феврале 1982 года явленная большой аудитории посредством канала MTV.
Анимация на пьесу Red Barchetta из фильма Exit... Stage Left Tour 1981, в феврале 1982 года явленная большой аудитории посредством канала MTV.

Лично я очарован всеми композициями на альбоме "Перемещение картин", и не взирая на цифровую обработку, для меня именно на виниле создается ощущение атмосферности и масштабности записанной на альбоме музыки. Возможно, это спорный вопрос, так как альбом был переиздан, перемиксован уже в наше время, на мой взгляд, ничего не утратив в звуковом содержании.

Что-то выделить из альбома трудно, это все равно что вынуть какую-то часть из основания солидной конструкции, переживая за её обрушение. Так и здесь: альбом просто невероятно удачно скомпанован, ваши уши останутся целыми и невредимыми и даже получат прекрасную эстетическую награду за усилия.

"YYZ" - буквы азбуки Морзе, превращённые в ритм - инструментальная пьеса, способная вас сбить с толка, ибо на этой поляне успешно работают мастера из King Crimson, однако, становиться ясно, что именно с этой пьесы, Rush наконец то фиксируют своё собственное зрелое фирменное звучание, не покидающее их вплоть до 2015 года, года их распада. (Версия про код аэропорта Toронто, часто встречающаяся в прессе, и поддержанная музыкантами, на самом деле, по словам Нила Пирта "возникла из ниоткуда" во время джемов.) YYZ между прочим, была номинирована на Grammy Awards, как лучшая инструменталка.

-17

"Limelight" - песня про жизнь "под софитами", так, собственно, ни о чём текст, но здесь главное музыка, сочетающая в себе как виртуозное исполнение, так и прекрасное пение Гедди Ли "жизнь под софитами - всеобщая мечта". Класс!

Ой как здорово и широко звучат гитары Алекса Лайфсона в композиции "The Camera Eyes" - пожалуй последняя, из творчества Rush эпическая пьеса длиной более 10 минут. И ведь не надоедает: плавная смена ритма и гармоник не дают ушам устать от звукового давления. История здесь от первого лица - фотографа, снимающего суровые и неприступные лица нью-йоркцев, несущихся кто-куда по улицам Манхэттена, от которых всё-же "чувствуется дыхание возможностей" вперемешку со "гнётом текущей реальности". И то-же самое, фотограф снимает в Лондоне, ощущения не меняются. А что, капитализм таков - "или ты или тебя".

"Witch Hunt" - "Охота на ведьм" наикрасивейшая песня в репертуаре Rush, где невероятно свободно и много играет барабанщик Нил Пирт при широких и атмосферных гитарах. Главный риф был сочинён на клавишах фотографом группы и дизайнером обложки Хью Саймом. Эта пьеса начала трилогию песен, продолженную в альбомах более поздних годов. Нил Пирт заложил в этой песне очень сильные социальные смыслы об ярой опасности которая кроется в наших театрах и на книжных полках, расплатой за которую будет быстрый суд и быстрый гнев тех, кто будет готов избивать, жечь и убивать. Речь идёт об массах иммигрантов и неких "неверных" (immigrants and ifidels). Актуальность вот этой песни спустя более чем 45 лет такова, что эта действительность уже вокруг нас.

"Vital Signs" - "Жизненные признаки", отличная такая завершающая альбом песня о человеческом взаимодействии вкупе с внутренней несогласованностью: "У каждого смешанные чувства, о функции и форме.." Слушаю и думаю: вот ведь не даром говорят - рок-музыка стимулирует интеллекты, а песни Rush как раз из этой серии. Не заскучаете. И, вероятно, полюбите. Я - полюбил.

Плакат Rush начала 80-х годов.
Плакат Rush начала 80-х годов.
Rush Tom Sawyer Live HD

Великая группа, великий, потрясающий альбом!!! Слушать обязательно..

Rockdigger всегда с Вами! Берегите себя!

_______________________________

*При каком-либо использовании материалов авторского текста, ссылка на автора обязательна!

Реклама альбома 1981 г.
Реклама альбома 1981 г.
Фото Деборы Самюэль для рекламы Нилом Пиртом барабанов TAMA установленных на плоту на озере Перри, среди Лаврентийских гор, в период записи альбома Moving Pictures в LeStudio, 1981.
Фото Деборы Самюэль для рекламы Нилом Пиртом барабанов TAMA установленных на плоту на озере Перри, среди Лаврентийских гор, в период записи альбома Moving Pictures в LeStudio, 1981.
Редкая афиша RUSH Moving Pictures Tour 1981
Редкая афиша RUSH Moving Pictures Tour 1981
Еще один вариант афиши летнего тура Moving Pictures 1981 года.
Еще один вариант афиши летнего тура Moving Pictures 1981 года.
Rush Moving Pictures Laser Etched Pint Glass
Rush Moving Pictures Laser Etched Pint Glass
Вот ОН - настоящий фанат музыки Rush !!!
Вот ОН - настоящий фанат музыки Rush !!!