Этот альбом на виниле попал мне в руки впервые, когда мне было 14 лет! Осенним вечером 1981 года я впервые услышал его звучание (кажется то была вертушка Вега-002-стерео). Мой товарищ, постарше годами, пригласил меня к себе послушать "новьё". Я послушал, и, кроме красивого и необычного фото на плотном чёрном конверте никакого впечатления от этого альбома не осталось: не готов я был тогда слушать такого рода музыку, что было вполне нормально. Но, когда мне перевалило за сорок-сорок пять лет, этот альбом попался мне в руки вновь, и неожиданно, я открыл для себя всю заложенную в нём красоту.
Приветствую всех, Rockdigger сегодня вновь с Вами.
Moving Pictures ("Перемещение картин") от канадского трио Rush вполне интересная тема для размышлений после трудового дня. Да и сама группа Rush будем здесь честны, своим творчеством либо всепоглощающе любима фанами, либо совершенно ненавистна частью рокерской аудитории, непринимающей в первую очередь тембр голоса вокалиста Гедди Ли, лишенного характерной для бунтарских рокерских опусов страстной агрессии. И всё-же, Rush, это элита - высшая лига мирового рок-музыкального искусства. И конкретно этот альбом яркое тому подтверждение. Копнём подробностей.
Какой-то уникальной истории о создании этого альбома не существует. Единое ключевое событие в истории его создания это то, что этого альбома не должно было быть! Впервые, за свою карьеру, команде Rush удалось провести первое десятимесячное турне по США, Канаде и Британии в поддержку своего (1980 г.) предыдущего альбома "Permanent Waves" с большой прибылью. Как говорили критики того времени - "Сегодня Rush процветают" (The Rush is thriving today). Отмечу, что популярность группы росла не на ровном месте, совпали многие сопутствующие факторы того времени: интерес публики к более усложнённым музыкальным структурам при сохранение лёгкости восприятия (примеры: Rush и, скажем, британцев The Police, охотно включали в радиоэфиры многих стран).
Лавина инженерно-технических новинок для музыкантов, операторов и звукорежиссёров стремительно расширяла возможности как исполнения так и студийной записи рок-музыки на более качественный уровень. Для примера, сравните записи рок-музыки сделанные в 60-е и ранние 70-е с началом 80-х годов - "на лицо" уже серьёзная разница. Поэтому, в такие команды, как Rush, учитывая их изобретательный творческий потенциал с виртуозным исполнением охотно вкладывались средства на тестирование передовых по тем временам звукозаписывающих технологий.
Интересно и то, что Rush, и такие группы как скажем, Blue Öyster Cult и др. считались “метал-группами для думающих людей, группами, которые слушали интеллектуалы и которая доставляла им удовольствие" (дословно: "..thinking man's metal-band,” or a metal band that intellectuals listened to and enjoyed").
Группа Rush имела контракт с крупной издающей компанией Mercury (major-deal) со стороны которой, все дела с Rush вёл менеджер Клифф Бёрнштейн (Cliff Burnstein). Будущее показало, что талант и проницательность этого человека (и его партнёра Питера Менша) сыграют как в 80-е так и в 90-е годы внушительную роль в становлении мировой рок-сцены. Конкретно для Rush, Клифф Бернштейн обеспечил подписание контракта на два первых альбома.
Представитель Mercury Клифф Бёрнштейн находился в дружеских и тесных отношениях с парнями из Rush. Наверное, он профессионально разглядел в них музыкально и технически одарённых людей, сформировавших вокруг своей музыки большую и верную целевую аудиторию слушателей. Кроме того, Rush были способны выдерживать изнурительные гастроли, и материалы своих песен они как правило сочиняли во время гастролей, на саундчеках, на репетициях т.д. По окончании десятимесячного тура Permanent Waves и учитывая большое внимание к Rush, музыканты решили оперативно зафиксировать этот ажиотаж на новом живом альбоме группы, которому даже было придумано название - Exit Stage Left - записи одного из самых колоритных своих шоу. Однако, Клифф Бёрнштейн настоял на том, чтобы Rush оставили эту затею, и записали новый студийный альбом с новыми песнями, потому как две из них - "Tom Soyer" и "Limelight" Rush уже отыгрывали на своих 16-ти концертах в сентябре 1980 года, как позже пояснил басист Гедди Ли - "Чтобы разогреть их". Настойчивость Бёрнштейна убеждает Rush изменить планы и записать новый студийный альбом и, притом, сделать это как можно быстрее. К тому-же, проплаченная современная Студия Le Studio, расположенная на озере Перри, в предгорьях живописных Лаврентийских гор (“Это действительно было частью великого Канадского пейзажа”, -говорил Гедди) ожидала музыкантов Rush в своих стенах.
Известно, что альбом Moving Pictures записанный в октябре-ноябре 1980-го года был смикширован новаторским методом с помощью цифрового процессора Sony 1610 частотой 16 бит/44.1 кГц. (!) Много позднее, были попытки расширения диапазона, к примеру, в виниловом ремастере 2015 г. довести частоту дискретизации до 24бит/48кГц. Однако, поскольку Moving Pictures изначально не был смикширован в таком дискретном диапазоне, это как-раз и объясняет факт официальной продажи магазинами цифровой музыки этого альбома только с максимально доступной частотой 48 кГц.
Ниже привожу фотографии со вкладки альбома, это только часть серии фото, которая была сделана во время трёхдневного (!) пребывания двух фотографов в гостевом домике студии La Studio в период записи Rush Moving Pictures.
А что-же до песен на альбоме "Перемещение картин"?
С учётом того, что музыка Rush давно уже характеризуется как "композиции длящиеся пять минут по факту звучат как двадцать", то здесь все вроде бы так всё и обстоит: композиций всего семь. Открывающий боевик "Tom Sowyer". Том Сойер - это выдуманный персонаж американского писателя Марка Твена, главного героя романа "Приключения Тома Сойера" (1876), семи лет от роду, бесконечно шаловливого, но весьма смышлёного парнишки из городка Санкт-Петербург, шт. Миссури, США. Герой Тома Сойера кажется "притянут за уши", то ли Нил Пирт в рифму утрамбовал это случайное имя, то ли были ещё какие-то обстоятельства (есть различные путанные интервью, но я бы сказал так, что "не стоит искать чёрную кошку в комнате, где её точно нет") В целом, попробую расшифровать здесь такую аллегорию: "Воин, герой, стоящий над всем".. можно расценить, как чистая детская непорочность, живой дух, ещё не познавший настоящего зла получает энергию из суеты дня, а вот сегодня, этой энергией идёт сплошная торговля. Что-ж, интересная тема. Барабаны, клавиши Moog, изобретательная линия баса, потрясающие гитары, великолепное высокое пение в различных регистрах, безукоризненный английский язык. Всё идеально!И такие-же, словно, кирпич к кирпичу выстроены все следующие композиции, составляющие из себя яркий и цельный музыкальный монолит.
Если вы не любите прогрессивный рок (в то время такая музыка называлась проще - art-rock) То, вполне вероятно, именно этот альбом Rush тихо и без лишней суеты раздвинет ваши горизонты понимания музыкальных гармоний. Вы не сразу поймёте, что здесь играют и поют всего три человека, настолько разнопланово и щедро эти одарённые парни рассыпают для нас свои жемчуга. Ловите! Красивое синкопированное флажолетное начало у второй пьесы альбома про некую "красную Барчетту", мощный скоростной автомобиль, припрятанный, в течении пятидесяти лет (!) на дядюшкиной ферме из уже исчезнувшего времени, в период будущего запрета на двигатели внутреннего сгорания. Так вот племяш, приезжает тайком погонять на этой красавице, переключая скорости и дрифтуя, разметая в стороны гравий из под ревущих шин, под выброс адреналина размывая вокруг пейзажи...("Red Barchetta"). Ух!
Лично я очарован всеми композициями на альбоме "Перемещение картин", и не взирая на цифровую обработку, для меня именно на виниле создается ощущение атмосферности и масштабности записанной на альбоме музыки. Возможно, это спорный вопрос, так как альбом был переиздан, перемиксован уже в наше время, на мой взгляд, ничего не утратив в звуковом содержании.
Что-то выделить из альбома трудно, это все равно что вынуть какую-то часть из основания солидной конструкции, переживая за её обрушение. Так и здесь: альбом просто невероятно удачно скомпанован, ваши уши останутся целыми и невредимыми и даже получат прекрасную эстетическую награду за усилия.
"YYZ" - буквы азбуки Морзе, превращённые в ритм - инструментальная пьеса, способная вас сбить с толка, ибо на этой поляне успешно работают мастера из King Crimson, однако, становиться ясно, что именно с этой пьесы, Rush наконец то фиксируют своё собственное зрелое фирменное звучание, не покидающее их вплоть до 2015 года, года их распада. (Версия про код аэропорта Toронто, часто встречающаяся в прессе, и поддержанная музыкантами, на самом деле, по словам Нила Пирта "возникла из ниоткуда" во время джемов.) YYZ между прочим, была номинирована на Grammy Awards, как лучшая инструменталка.
"Limelight" - песня про жизнь "под софитами", так, собственно, ни о чём текст, но здесь главное музыка, сочетающая в себе как виртуозное исполнение, так и прекрасное пение Гедди Ли "жизнь под софитами - всеобщая мечта". Класс!
Ой как здорово и широко звучат гитары Алекса Лайфсона в композиции "The Camera Eyes" - пожалуй последняя, из творчества Rush эпическая пьеса длиной более 10 минут. И ведь не надоедает: плавная смена ритма и гармоник не дают ушам устать от звукового давления. История здесь от первого лица - фотографа, снимающего суровые и неприступные лица нью-йоркцев, несущихся кто-куда по улицам Манхэттена, от которых всё-же "чувствуется дыхание возможностей" вперемешку со "гнётом текущей реальности". И то-же самое, фотограф снимает в Лондоне, ощущения не меняются. А что, капитализм таков - "или ты или тебя".
"Witch Hunt" - "Охота на ведьм" наикрасивейшая песня в репертуаре Rush, где невероятно свободно и много играет барабанщик Нил Пирт при широких и атмосферных гитарах. Главный риф был сочинён на клавишах фотографом группы и дизайнером обложки Хью Саймом. Эта пьеса начала трилогию песен, продолженную в альбомах более поздних годов. Нил Пирт заложил в этой песне очень сильные социальные смыслы об ярой опасности которая кроется в наших театрах и на книжных полках, расплатой за которую будет быстрый суд и быстрый гнев тех, кто будет готов избивать, жечь и убивать. Речь идёт об массах иммигрантов и неких "неверных" (immigrants and ifidels). Актуальность вот этой песни спустя более чем 45 лет такова, что эта действительность уже вокруг нас.
"Vital Signs" - "Жизненные признаки", отличная такая завершающая альбом песня о человеческом взаимодействии вкупе с внутренней несогласованностью: "У каждого смешанные чувства, о функции и форме.." Слушаю и думаю: вот ведь не даром говорят - рок-музыка стимулирует интеллекты, а песни Rush как раз из этой серии. Не заскучаете. И, вероятно, полюбите. Я - полюбил.
Великая группа, великий, потрясающий альбом!!! Слушать обязательно..
Rockdigger всегда с Вами! Берегите себя!
_______________________________
*При каком-либо использовании материалов авторского текста, ссылка на автора обязательна!