В этой статье мы кратко поговорим о самом маэстро, о сюжетах его ключевых фильмов, о общих чертах, объединяющих его фильмы и многом другом.
Бергман (1918-2007) является режиссером более 70 фильмов. Родился в Швеции и снимал свои фильмы в родной стране.
Фильмы о которых сегодня поговорим: «Седьмая печать», «Осенняя соната», «Сцены из супружеской жизни»,«Персона». Эти полотна являются самыми известными в карьере режиссера, но в то же время они сняты в разные периоды его карьеры.
«Седьмая печать» выпущена в 1957 году. Середина XIV века, в Европе бесчинствует чума. Рыцарь Антониус со своим оруженосцем возвращается из крестового похода домой, в Швецию, спустя 10 лет. На одном из многочисленных привалов далекого пути Рыцарь встречает саму Смерть, явившуюся в облике человека в черном. Смерть хочет забрать жизнь Антониуса, но рыцарь предлагает пари по итогам шахматной игры: если побеждает Смерть, то она забирает его жизнь, а если побеждает сам Антониус, то Смерть обязана отпустить его. Рыцарь и Смерть долго играют в шахматы, однако прерывают игру, когда просыпается оруженосец. Никто кроме Антониуса не видит Смерть.
Фильм имеет глубокий философско-религиозный мотив. Не самая простая кинокартина для понимания, но точно интересная своей эстетикой, глубиной вопросов, историческим подтекстом.
«Персона» 1966 года. По сюжету известная актриса Элизабет на сцене театра замолкает посреди пьесы. У зрителя создается впечатление, что актриса не хочет говорить ни с кем просто от обиды, либо от недуга. Обратившись к психиатру Элизабет не получает помощи. Доктор дает пояснение: актриса здорова психически, но находится в странном подавленном состоянии. Также психиатр советует героине отдохнуть на природе. Элизабет едет на море в сопровождении сиделки - сестры Альмы.
По завязке, фильм кажется не особо интересным, практически полностью камерный, с минимумом актеров. Но сама реализация настолько проймет зрителя, что он запомнит это кино надолго.
«Сцены из супружеской жизни» 1973. Данный фильм разделен на 6 эпизодов и рассказывает о семейной паре Марианны и Юхана. Вполне успешная шведская семья среднего достатка и хороших профессий.
Героев приглашает в гости другая семейная пара из числа их друзей. Пара друзей находится на грани развода и постоянно ругаются по поводу и без даже при посторонних. Наши герои обоюдно посчитали увиденное в гостях как апофеоз их личной жизни. Вскоре после встречи у Марианны и Юхана пошел семейный разлад, особенно после измены со стороны второго.
Опять же можно подумать, что это простой сценарий мелодрамы с ТВ. Но Ингмар Бергман и тут наделяет совершенно простую завязку такими элементами, которые в корне меняют восприятие зрителями фильма. Деление на хронологические отрезки также добавляет плюсов фильму по части оригинальности. Несмотря на тяжелую историю, разыгрываемую героями в сюжете, смотрится на «одном дыхании».
В завершении поговорим о фильме «Осенняя соната» 1978 года. Обыкновенная женщина средних лет Эва ведет спокойную семейную жизнь со своим мужем пастором, ухаживает за своей парализованной сестрой, неплохо играет на пианино и даже написала 2 книги. Однажды она решает позвать в гости свою мать, которую давно не видела. Мать Эвы является всемирно известной пианисткой и в целом довольно медийной личностью. По сюжету становится понятно, что мать - Шарлотта, очень талантливая, но эгоистичная, ветренная. Шарлота отказывается стареть и ведет себя соответствующе, она подчеркнуто относится к дочери с пренебрежением, за то, что Эва не такая талантливая как она. Однако Шарлота откровенно боится свою парализованную дочь. Она неловко себя чувствует рядом с ней.
В данной кинокартине раскрывается детско-родительский конфликт. Причем не совсем с обычной стороны, когда старшее поколение всегда побеждает, скорее наоборот. Этот фильм вызовет эмоции.
Фильмы Бергмана, как правило, имеют простые завязки (за исключением «Седьмой печати»), но поднимают извечные темы с такой стороны, с которой их никто и никогда не рассматривал. Для фильмов, снятых в 1950-60-70-80х фильмы настолько нетривиальны, что что-то подобное по драматизму и одновременной простоте проблемы трудно найти. Поэтому не смотрите на простую, сухую аннотацию, а смотрите на сами фильмы.
Бергман, в качестве отличительной черты, постоянно использует одних и тех же актеров, которые, к слову, не выглядят одними и теми же людьми из фильма в фильм.
Также стоит отметить, что большинство фильмов маэстро черно-белые. Однако после вовлечения в события сюжета это становится не важно.
Эти фильмы изменили мировой кинематограф, изменили представления людей о житейских проблемах, развлекли по настоящему, когда после просмотра остаются сложные думы по разным поводам. Смотрите, а главное слушайте внимательно. Приятного просмотра!
P.s. Если вы смотрели фильмы Бергмана, то делитесь этим в комментариях.