По прошлым моим статьям вы, наверное, уже знаете, что я являюсь сторонником, скорее, проприетарного ПО (программного обеспечени), нежели открытого. Объясняю я это тем, что проприетарный код пишется специально как коммерческий проект для максимизации получения прибыли, а значит, он чаще всего характеризуется следующими свойствами:
- Наибольшая востребованность именно этого функционала.
- Вылизывание пользовательского интерфейса, чтобы продукт нравился эмоционально и его хотелось купить. Вылизывание органов управления и методик удобной работы с продуктом, что тоже входит в понятие интерфейса с пользователем.
- Отладка кода до состояния, когда пользователь, купивший продукт, реже жалуется в техподдержку. В то же время, создание качественной техподдержки.
- В целом, разработчик несёт полную моральную ответственность за свой продукт, и любой промах сотрудников компании влечёт падение популярности и продаж программного продукта. И этому уделяется повышенное внимание — ведь нужно как-то конкурировать со свободным софтом. И они успешно конкурируют, раз существуют и неплохо себя чувствуют.
То есть, я придерживаюсь мнения, что у кода должен быть хозяин, причём финансово заинтересованный в качестве своего продукта.
Вместе с тем, мир уже не раз переживал изменения в IT-отрасли, приводившие к разным последствиям. При этом эти изменения диктуются вовсе не стремлением к качеству, а складывающейся обстановкой.
По поводу России уже всё понятно — открытый исходный код это «наше всё». Иначе просто не успеем импортозаместить всё, что нам нужно импортозаместить. А вот куда смотрит весь основной мир, каковы общие тенденции?
Исторический экскурс
1970-е годы. Доминирование свободного обмена софтом
В те годы ПО часто распространялось вместе с аппаратным обеспечением как дополнение. В академических и исследовательских кругах код свободно обменивался. Например, UNIX (изначально открытый для модификаций), язык программирования C.
В те времена свободное ПО бесспорно преобладало, но сам термин «свободное ПО» ещё не был формализован. Проприетарные модели только зарождались. Но если они зарождались, значит были ниши, которые коммерция могла заполнять существенно эффективнее.
1980-е: Рост проприетарного ПО
Получают распространение персональные компьютеры (IBM PC, Apple). Происходит коммерциализация ПО. Microsoft лицензирует MS-DOS (1981), ПО становится товаром. Закрытие исходных кодов (например, AT&T ограничивает доступ к UNIX).
Новое программное обеспечение, создаваемое на коммерческих условиях, ожидаемо становится более качественным и дружественным к конечному пользователю. Оно заполняет самые востребованные нищи.
В то же время, как попытка сохранить прежние тёплые ламповые софтовые отношения в противовес ненавистным коммерсантам Ричард Столлман основывает проект GNU (1983) и создаёт концепцию «свободного ПО», выступая против проприетарных ограничений.
Между тем, в этот период продолжается резкий рост доли проприетарного ПО. Свободное ПО сохраняется в нишах (образование, энтузиасты). Оно не блещет той же мощью и удобством, как коммерческое, и не может хоть сколько-нибудь заметно конкурировать, потому что не получает должного финансирования.
1990-е: Зарождение классического опенсорса
Линус Торвальдс выпускает ядро Linux (1991), которое объединяется с инструментами GNU. Рост интернета упрощает совместную разработку (например, Apache HTTP Server).
Вместе с тем, проприетарное ПО безоговорочно продолжает доминировать: Microsoft Windows, Office, игры. Этому помогает глобализация, которая в это время как раз выходит на свой пик. Трансконтинентальные софтверные компании захватывают мир.
В этот период проприетарное ПО безоговорочно контролирует рынок конечных пользователей. Вместе с тем, свободное ПО укрепляется в серверных и сетевых решениях, поскольку оно снижает их конечную стоимость и к нему не предъявляется особых требований по интерфейсу с пользователем.
Оно работает в фоне и управляется квалифицированными системными администраторами, выполняющими одни и те же задачи настройки и администрирования не постоянно, а время от времени, в отличие от конечных пользователей обычных рабочих станций.
Одновременно упрощённый код серверного свободного ПО вылизывается профессионалами, непосредственно с ним работающими, до блеска.
2000-е: Опенсорс как бизнес-модель
Компании продолжают использовать опенсорс для снижения затрат (Red Hat, MySQL). Происходит также рост его популярности в web: Apache, PHP, Firefox бросают вызов проприетарным аналогам. Это неудивительно — глобализм хотя и дал большую кормовую базу проприетарному ПО, но зато через Интернет объединил усилия и сообщества сторонников свободного ПО, под прицел которого попали прежде всего наиболее знакомые им инструменты.
Вместе с тем, проприетарное ПО продолжает сохранять безоговорочное лидерство в потребительском сегменте (Windows XP, macOS, игры).
Опенсорс становится значимым игроком в корпоративном секторе, но проприетарное ПО доминирует среди обычных пользователей.
2010-е: Эра облаков и мобильных устройств
Появляются т.н. «облачные технологии», когда данные и даже софт размещаются где-то на серверах, а пользователь получает доступ к этим ресурсам через Интернет. Облачные технологии являются серверными, и поэтому традиционно тоже строятся на опенсорс (Kubernetes, Docker, OpenStack).
Крупные компании (Google, Facebook) активно развивают опенсорс (TensorFlow, React) с целью экономии средств на совместной разработке нужных им проектов.
Благодаря вложениям Google, Android (на базе Linux) захватывает долю мобильного рынка, но iOS на том же рынке остаётся проприетарной.
Для крупных компаний вложение в опенсорс — это ускорение собственных инноваций, укрепления своих рыночных позиций, борьба с конкурентами. Они получают монетизацию от таких проектов через косвенные каналы.
Выгода инвестиций в опенсорс измеряется долгосрочным влиянием на экосистему, лояльностью разработчиков и контролем над ключевыми технологическими трендами и т.п.
Проприетарное ПО продолжает сохранять силу в играх, профессиональном софте (Adobe, AutoCAD), SaaS-моделях.
Итого, опенсорс доминирует в инфраструктуре (серверы, облака), проприетарное — в потребительских продуктах и специализированных решениях.
2020-е: Гибридные модели и новые вызовы
Начинают появляться смешанные модели: проприетарные надстройки над опенсорс (например, облачные сервисы AWS). Возникает конкуренция между ПО с лицензиями против слежки (GPL, AGPL) и удобствами проприетарных SaaS. Возникают ИИ-инструменты: как открытые фреймворки (PyTorch), так и закрытые системы (ChatGPT).
Опенсорс остаётся основой ИТ-инфраструктуры, но проприетарное ПО продолжает преобладает в играх, SaaS, ИИ-сервисах.
Как обстоят дела сейчас?
Прослеживая историю развития ПО можно увидеть, как от простого придатка к аппаратной части оно сначала превратилось в самостоятельный коммерческий продукт, после чего разделилось на проприетарное и открытое. Затем открытое ПО подмял под себя крупный бизнес и использовал его как основу своих коммерческих проектов.
Что касается нынешней пропорции проприетарного и открытого программного обеспечения, то его следует рассматривать по разным ключевым направлениям отдельно. Давайте это и сделаем сейчас.
Рост доли опенсорса в инфраструктуре и облачных технологиях
Доминирование в бэкенде: опенсорс стал стандартом для серверов, баз данных (MySQL, PostgreSQL), облачных платформ (Kubernetes, OpenStack) и инструментов DevOps (Git, Ansible).
Облачные гиганты и гибридные модели: AWS, Google Cloud и Microsoft Azure активно используют опенсорс (например, Linux), но монетизируют его через проприетарные надстройки и SaaS-сервисы. Это размывает границы между моделями.
Проприетарное ПО сохраняет силу в потребительском сегменте
Мобильные ОС: Android (на базе опенсорс) доминирует по количеству устройств, но iOS остаётся полностью проприетарной и прибыльной.
Игры и профессиональный софт: Индустрия игр (Steam, консольные эксклюзивы) и профессиональные инструменты (Adobe, AutoCAD) почти полностью проприетарны.
SaaS-модель: Даже если сервис использует опенсорс внутри (например, GitHub), конечный продукт чаще остаётся проприетарным.
Корпорации инвестируют в опенсорс для продвижения своих инноваций и усиления влияния
Стратегия больших игроков: Microsoft (владелец GitHub), Google (TensorFlow, Android), IBM (Red Hat) и Meta (React) активно развивают опенсорс-проекты, чтобы формировать экосистемы и снижать зависимость от конкурентов.
Экономия на разработке: Компании используют опенсорс как основу, экономя ресурсы, но добавляют проприетарные функции для монетизации.
Искусственный интеллект: открытые фреймворки и закрытые модели
Опенсорс в ИИ: Фреймворки (PyTorch, TensorFlow) и библиотеки (Hugging Face) остаются открытыми, что ускоряет исследования.
Проприетарные ИИ-сервисы: Крупные языковые модели (ChatGPT, Gemini) и коммерческие ИИ-продукты (Midjourney) чаще закрыты для контроля и монетизации.
Безопасность и регулирование
Опенсорс как «стандарт доверия»: Прозрачность кода помогает быстрее выявлять уязвимости (например, в OpenSSL), но критическая инфраструктура (например, банки) иногда предпочитает проприетарные решения из-за высокой ответственности вендоров.
Государственные инициативы: Россия, Китай и Страны ЕС продвигают опенсорс для снижения зависимости от зарубежных технологий.
Этические лицензии и новые вызовы
Лицензии типа AGPL требуют открывать код SaaS-решений. Проприетарные компании избегают таких ограничений.
Проекты вроде Linux остаются нейтральными, но некоторые сообщества (например, Rust) активно борются за инклюзивность и открытость.
Итого, сегодняшние тренды
Опенсорс побеждает в инфраструктуре, но проприетарное ПО доминирует там, где требуется:
- Прямая монетизация (игры, SaaS).
- Уникальный пользовательский опыт (iOS, профессиональные инструменты).
- Контроль над технологиями (ИИ-модели, облачные сервисы).
Граница между моделями стирается: Гибридные подходы (open core, SaaS поверх опенсорс) становятся нормой.
Доля опенсорс растёт, но не за счёт «вытеснения» проприетарного ПО, а через симбиоз и новые ниши (ИИ, блокчейн, IoT).
Похоже, что в ближайшее десятилетие опенсорс укрепится как основа ИТ-экосистемы, а проприетарное ПО сохранит роль в монетизации и дифференциации продуктов. Ключевым станет баланс между открытостью, контролем и прибылью.
Хорошо это или плохо? Хочется сказать, что это не хорошо и не плохо — это просто данность, проистекающая не от воли кого бы то ни было к чему бы то ни было, а от банального приспособления коммерции к текущей данности. В нишах, где выгодно развивать проприетарное ПО бизнес развивает проприетарное. Там, где имеет смысл сэкономить и объединить усилия, они скидываются на разработку свободного ПО.
А что в будущем?
Давайте позволим себе порассуждать о будущем, экстраполируя в него наметившиеся тренды.
2030–2040-е: Эпоха гибридизации и ИИ-доминирования
ИИ как разработчик: ИИ-системы (например, GPT-10) будут генерировать код, сокращая зависимость от разработчиков-людей. Это ускорит создание как проприетарного, так и открытого ПО. Так что тут один-один.
Автономные системы: ПО для беспилотного транспорта, умных городов и робототехники будет сочетать открытые стандарты (для безопасности) и проприетарные алгоритмы (для монетизации данных). От этого никуда не деться
Опенсорс как инфраструктура: Европейские государства могут объявить критически важное ПО (энергетика, здравоохранение) открытым с целью предотвращения манипуляций. Россия, США и Китай могут, напротив, с той же целью запретить использование заимствования чужого кода в таких важных проектах.
Проприетарные ИИ-монополии: Крупные корпорации сохранят контроль над самыми продвинутыми ИИ-моделями через закрытые API (аналогично сегодняшнему ChatGPT).
Ожидаемое соотношение:
- 70% инфраструктуры — open source (серверы, IoT, блокчейн).
- 80% потребительских продуктов — проприетарные (игры, персонализированные ИИ-ассистенты, AR/VR).
Гибридные модели станут нормой: например, открытое ядро ОС для устройств с проприетарными «мозгами» ИИ.
2040–2050-е: Квантовый переход и цифровой суверенитет
Квантовые компьютеры: ПО для квантовых систем потребует принципиально новых подходов. Open source-сообщества могут доминировать в исследованиях (как с Linux в 1990-х), но первые коммерческие решения скорее всего будут проприетарными (как Windows в 1980-х).
Нейроинтерфейсы: ПО для управления мозг-компьютер вызовет этические дебаты. Европейские государства потребуют открытого кода для безопасности, но корпорации будут скрывать алгоритмы.
Цифровые нации: Страны с опенсорс-экосистемами (например, ЕС или Индия) станут технологически независимыми. Страны с мощной проприетарной IT-отраслью создадут ещё более независимые закрытые национальные «цифровые вселенные».
Ожидаемое соотношение:
- 50/50 в корпоративном секторе: Опенсорс доминирует в науке и госсекторе, проприетарное — в коммерции.
- Потребительский рынок: 90% проприетарного ПО, но с открытыми «прослушиваемыми» слоями (по требованию регуляторов).
После 2050: Постчеловеческая разработка и этические дилеммы
ИИ-суверенитет: ИИ-агенты станут самостоятельными «разработчиками», создавая ПО, которое люди не в состоянии понять. Это приведёт к:
- Опенсорс-утопии: ИИ-сообщества будут делиться кодом как основой эволюции.
- Проприетарная дистопия: Мегакорпорации запатентуют ИИ-сгенерированный код, превратив ПО в абсолютный товар.
- Биокомпьютинг: ПО для ДНК-модификации и синтетической биологии. Открытые лицензии могут стать вопросом выживания человечества (например, вакцины от пандемий).
Ожидаемое соотношение зависит от исхода борьбы между:
- Децентрализацией: Опенсорс как основа глобального сотрудничества.
- Технофеодализмом: Всё ПО — проприетарное, доступное по подписке через корпоративные «цифровые государства».
А исход, скорее всего, будет опять же смешанным. Но тут большое поле для фантазий, которые всё равно будут иметь мало общего с будущей действительностью. На таких длинных сроках, как правило, вылезает какой-нибудь сильнейший фактор, который рушит весь смысл какой бы то ни было интерполяции в будущее. Будущее у нас, как обычно, остаётся непредсказуемым :-)
Заключение
Вне зависимости от моего отношения к свободному ПО, в него активно инвестируют крупные IT-корпорации, которым это выгодно, что, несомненно, является причиной столь активного его развития в определённых нишах.
Однако эта выгода ограничивается в основном какими-то базовыми проектами, общими для всех корпораций, инвестирующих туда, на которых они затем выстраивают свой бизнес. Но не во всех нишах инвестиции в опенсорс коммерчески оправданы. Поэтому оставшиеся ниши остаются под властью проприетарного софта, где он легко доминирует над открытым софтом тысяч энтузиастов.
В целом, опенсорс хорош как основа многих проприетарных проектов, причём в основном b2b. Софт для IT-бизнеса вполне может себе это позволить. Когда же дело касается конечного продукта для рядового пользователя, то тут проприетарный продукт, как правило, выглядит намного выигрышнее благодаря своей особой заточке со шлифовкой для простого обывателя, коих большинство.
На сегодня всё. Ставьте нравлики, подписывайтесь на мой канал и делитесь своими мыслями в комментариях. Буду так же очень рад вашим донатам — соответствующая кнопочка «Поддержать», как альтернатива вышеприведённой ссылке, под статёй справа. Удачи! :-)