На Арлингтонском национальном кладбище в пригороде Вашингтона есть 53 могилы, в которых никто не захоронен. Они принадлежат целой группе офицеров, 74 года назад бесследно исчезнувших в Северной Атлантике
Неудачные поиски
23 марта 1951 года корабль американской береговой охраны «Каско» получил приказ следовать к юго-западному берегу Ирландии. Там, согласно имевшейся информации, самолет американских ВВС совершил вынужденную посадку на воду. На его борту находились 53 человека, которым требовалось оказать всю необходимую помощь и доставить на берег.
В принципе в подобном задании не было чего-то необычного. Почти всю свою службу корабль, так или иначе, был задействован в различных спасоперациях.
Формально он считался метеорологическим судном, и его основной задачей был мониторинг погодной обстановки и проведение различных океанографических исследований, но не менее важными считались поисково-спасательные функции.
Так, в августе 1949 года «Каско» пришел на помощь тонущему рыболовному судну «Магеллан», спустя полгода взял на буксир и довел до ближайшего порта рыболовное судно «Вамсута», а в августе 1951-го принял с греческого парохода «Игорь» члена команды, нуждавшегося в срочной медицинской помощи, и доставил его на берег.
Вот и в этот раз, получив соответствующий приказ, он устремился к месту аварии. Благо оно было установлено — ранее дальний бомбардировщик В-29 из подразделения, базирующегося в Англии, обнаружил надувные плотики, заполненные людьми. Они тоже заметили самолет и принялись запускать сигнальные ракеты.
Бомбардировщик не мог сесть на воду, а на его борту не было никакого спасательного оборудования, поэтому его командир капитан Миллер передал по радио координаты и продолжал кружить над местом аварии. Топливо уже подходило к концу, а поблизости не было ни одного корабля, так что он был вынужден вернуться на свой аэродром.
На следующий день «Каско» прибыл в указанный район и… ничего не обнаружил. Стояла тихая погода, не было ни ветра, ни сильных океанских течений, но никаких признаков спасательных плотов и находившихся на них людей найти не удалось.
На следующий день была организована полноценная поисково-спасательная операция, в которой задействовали не только американскую, но и британскую авиацию и множество кораблей, включая даже подводную лодку и авианосец.
Тщетно! Несмотря на продолжительные поиски, удалось обнаружить лишь портфель, принадлежавший одному из пассажиров, полуспущенный надувной плотик и кусок обгоревшей фанеры.
Не было найдено ни одного тела — 53 человека, находившихся на борту самолета, попросту исчезли.
Роковой рейс
Что же это был за самолет и кого он перевозил?
Дуглас C-124 «Глобмастер» II был одним из самых крупных и тяжелых транспортных самолетов своего времени. В транспортном варианте он мог перевозить тяжелую боевую технику, а в пассажирском — до двух рот полностью экипированных солдат.
Самолет с бортовым номером 490244 вылетел 22 марта 1951 года с авиабазы Уокер в штате Нью-Мексико. После нескольких промежуточных посадок он достиг авиабазы Лоринг (восточное побережье США).
Пока самолет заправляли и готовили к трансатлантическому перелету, члены экипажа посетили центр управления полетами, где получили обновленную сводку погоды. Они подали план полета на последний этап: Лоринг — авиабаза Королевских ВВС Лейкенхит в Великобритании.
Маршрут полета пролегал над метеорологическими судами, которые патрулировали воздушную трассу между Американским континентом и Британскими островами. По пути они связывались с каждым из этих судов (в том числе и с вышеупомянутым «Каско»), передавая отчет о местоположении, состоянии на борту и получая обновленную информацию о погоде.
В час ночи по Гринвичу в пятницу 23 марта они связались с британским метеорологическим судном. Радист самолета сообщил о его местонахождении (примерно в 800 милях к юго-западу от Ирландии).
Внезапно рутинная передача была прервана сигналом «Mayday mayday mayday» (троекратное повторение кодового слова «Мэйдей» используется в качестве сигнала бедствия в режиме голосовой радиосвязи). Радист сообщил о пожаре, возникшем в грузовом отсеке, и о том, что самолет совершит аварийную посадку на воду в точке с координатами 50 градусов 22 минуты северной широты и 22 градуса 20 минут западной долготы.
После получения сообщения в указанную точку был отправлен бомбардировщик капитана Миллера, который действительно обнаружил там плавающие обломки и плотики, на которых сидели люди в спасательных жилетах.
Известно, что плотики, каждый из которых был рассчитан на пять человек, были защищены от ветра и волн и оборудовались запасом пищи и питьевой воды на две недели, сигнальными ракетами и радиостанциями, которые запитывались от генератора с ручным приводом. Одним словом, до исчерпания запасов пассажирам подобного плотика ничего не угрожало.
Однако совершенно невероятным образом менее чем за сутки исчезли как плотики, так и их обитатели. Их безрезультатные поиски продолжались до 31 марта. Примерно в это же время на побережье Ирландии волны вынесли обугленные фрагменты, которые могли быть обломками самолета.
В итоге экипаж и пассажиры были признаны погибшими при невыясненных обстоятельствах.
Версии и догадки
Из официального отчета: «…Самолет, очевидно, был более или менее целым, когда упал. На это указывает небольшое количество извлеченных частей, а также тот факт, что две накачанные шины самолета, перевозимые как часть груза, так и не были найдены. Кроме того, найденные обломки были сожжены горючим из топливных элементов крыла, что указывает на то, что топливные баки все еще были прикреплены к фюзеляжу. Нет никаких убедительных доказательств того, что что-то необычное произошло до посадки на воду или что он ударился о воду неуправляемо. Есть доказательства того, что пожар произошел на поверхности воды после приводнения самолета».
Вместе с тем по-прежнему непонятно, из-за чего произошел пожар и куда подевались люди и спасательные плотики.
Подобная неопределенность породила немало конспирологических версий. Чаще всего говорят о «русском следе». Холодная война была в самом разгаре, и в указанном районе, представляющем немалую стратегическую важность, неоднократно фиксировалось появление советских подводных лодок. Разумеется, тут же возникло предположение, что одна из подобных лодок всплыла и захватила американцев в плен.
Впрочем, подобная версия ничем не подкреплена. Захват высокопоставленных офицеров сам по себе является достаточным поводом для войны, которой обе стороны всячески старались избежать. Кроме того, в советских архивах не обнаружено ни единого документа, который бы, пусть и косвенно, мог подтвердить подобное предположение.
Гораздо интереснее выглядит версия известного авиационного эксперта Майкла О’Тула. Он утверждает, что фермер Джон Фаэрти, живший в графстве Голуэй на западном побережье Ирландии, нашел запечатанную металлическую банку, выброшенную волнами на берег. Внутри этой банки была записка: «Глобмастер» меняет курс без причины. Мы идем на север. Нужно быть осторожными. За нами ведется наблюдение. Будут найдены обломки, но они не принадлежат «Глобмастеру». На этом лайнере разыгрывается ужасная драма».
Что любопытно, о существовании этой записки упоминается в официальном отчете, но ее текст не приводится.
Возникает вопрос: если имел место некий заговор, приведший к похищению пассажиров или грузов, находившихся в самолете, то в чем был его смысл? Косвенный ответ на этот вопрос спустя девять лет был предложен Яном Флемингом. В его романе «Шаровая молния» агенту 007 Джеймсу Бонду пришлось столкнуться со всемирной преступной сетью СПЕКТР, которая устраивает вынужденную посадку на воду бомбардировщика, после чего убивает пилота и извлекает имевшуюся на его борту ядерную бомбу, которую в дальнейшем планирует использовать в рамках глобального ядерного террористического заговора.
Если же вспомнить, что самолеты типа «Глобмастер» неоднократно использовались для перевозки атомного оружия, то может оказаться, что неизвестных заговорщиков интересовали не пассажиры самолета, а его груз. Впрочем, это тоже только догадки…
Подготовлено по материалам газеты "Спасатель МЧС России" №13,2025 автор: Владимир Другак