Найти в Дзене
История без фальши!

Крейсера типа «Богатырь» с 203-мм орудиями?

Крейсер «Богатырь» построен по техническому заданию на бронепалубный крейсер с 12 × 152-мм орудиями (по немецкому проекту фирмы «Вулкан»). Водоизмещение его составляло 7428 тонн, а размеры (в метрах): 132 х 16,6 х 6,77 метра. Если на других крейсерах 1-го ранга Российского императорского флота созданных по подобному техническому заданию "Варяг" и "Аскольд" вся артиллерия была палубной, защищена щитами или казематами, обладала скорострельностью от 5 до 7 выстрелов в минуту, то на "Богатыре" германскими инженерами была предложена и реализована другая система. Артиллерия размещалась в двух башнях ( 4 орудия), четырех казематах (4 орудия) и четырех палубных орудий. Башни со 152-мм орудиями отличались непродуманной конструкцией и скорострельность составляла всего два выстрела в минуту. Таким образом, если представить крейсер "Богатырь" вид с боку и на нас смотрят восемь орудий (4 в башнях, два в казематах и два за щитами) то это не значит, что за 10 минут они выпустят 400 снарядов, при скор

Крейсер «Богатырь» построен по техническому заданию на бронепалубный крейсер с 12 × 152-мм орудиями (по немецкому проекту фирмы «Вулкан»). Водоизмещение его составляло 7428 тонн, а размеры (в метрах): 132 х 16,6 х 6,77 метра. Если на других крейсерах 1-го ранга Российского императорского флота созданных по подобному техническому заданию "Варяг" и "Аскольд" вся артиллерия была палубной, защищена щитами или казематами, обладала скорострельностью от 5 до 7 выстрелов в минуту, то на "Богатыре" германскими инженерами была предложена и реализована другая система.

Броненосный крейсер "Якумо" Японской империи. Построен фирмой "Вулкан" с марта 1898 года до июля 1899 года. Водоизмещение 10288 тонн, 132,3 х 19,57 х 7,24 метра.
Броненосный крейсер "Якумо" Японской империи. Построен фирмой "Вулкан" с марта 1898 года до июля 1899 года. Водоизмещение 10288 тонн, 132,3 х 19,57 х 7,24 метра.

Артиллерия размещалась в двух башнях ( 4 орудия), четырех казематах (4 орудия) и четырех палубных орудий. Башни со 152-мм орудиями отличались непродуманной конструкцией и скорострельность составляла всего два выстрела в минуту. Таким образом, если представить крейсер "Богатырь" вид с боку и на нас смотрят восемь орудий (4 в башнях, два в казематах и два за щитами) то это не значит, что за 10 минут они выпустят 400 снарядов, при скорострельности в 5 выстрелов в минуту, а всего 280.

Примерная скорострельность крейсера типа "Богатырь" за 10 минут
Примерная скорострельность крейсера типа "Богатырь" за 10 минут

Не буду углубляться в технические характеристики башен, которые установлены на "Богатыре" но, раз они обеспечивают такую низкую огневую производительность, то сама собой напрашивается идея об их замене на что-то более мощное и необходимое в реальном бою.

Примерно в то-же время во Франции строиться эскадренный разведчик, крейсер "Баян" и у него, при водоизмещении 7326 тонн, фактически сопоставимом, были установлены две башни с 203-мм орудиями и бортовая броня толщиной до 203-мм, пусть и Гарвея, а не Круппа. Разумеется, "Богатырь" был быстрее "Баяна" на 2,6 узла, но на этом преимущество заканчивалось.

Что было бы если допустить возможность перевооружения крейсеров данного проекта башенными 203-мм/45 калибров? Снаряды весят от 87,8–116,8 кг, а начальная скорость составляет 905–746 м/с. В Русско-японскую войну применялись лишь только первого варианта. При скорострельности два выстрела в минуту огневая производительность двух башен, по одному орудию в каждой, составляет до 40 снарядов, что уже гораздо лучше, так как по признанию одного из лейтенантов: "Один 203-мм снаряд стоит трех 152-мм".

Башня главного калибра на крейсере "Баян" захваченного японцами и переименованного в "Асо", со скорострельностью два выстрела в минуту
Башня главного калибра на крейсере "Баян" захваченного японцами и переименованного в "Асо", со скорострельностью два выстрела в минуту

Так как бортового бронирования мы никаким образом не добавляем то крейсер типа "Богатырь" остается по прежнему бронепалубным, но с двумя 8-дюймовыми орудиями в башнях. Могли ли они помочь в Русско-японскую войну?

Ответ скорее будет отрицательным, так как "Богатырь" был посажен на камни, затем, героически спасен и простоял в доке, до конца войны, а "Олег" отважно сражался в Цусимском сражении и если бы имел 203-мм орудия, то возможно и попал бы в какой либо из японских крейсеров, но точно бы не утопил.

Крейсер "Богатырь" на камнях у мыса Брюса
Крейсер "Богатырь" на камнях у мыса Брюса

Если Вы хотите ознакомиться с той реальностью, где крейсера типа "Богатырь" с парой 203-мм орудий в башнях сражаются и побеждают, когда, где и кого, то прошу ознакомиться с моей книгой "Броненосец "Варяг", где крейсера из Владивостока приходят всем на помощь, или подписывайтесь на меня на Литрес. С Уважением Автор.