по мотивам повести Дины Сабитовой.
Инсценировка Яны Туминой и Елены Покорской.
Постановка - Яна Тумина.
Сценография - Эмиль Капелюш.
Больше любви!
Спектакль повествует о трагической судьбе одной семьи на протяжении ста лет. В центре - история двух детей-сирот Паши и Гуль, недавно потерявших бабушку и маму. Паша только после смерти мамы узнает, кто был и его отец, а также, что у них с сестрой отцы разные.
Однако повесть рассказана так, что возникает ощущение сказки, и конец у нее, как водится, хороший. Найдется прекрасная женщина Мира с сыном Мишей, которая заберет из приюта детей и главное - станет им другом. Кукла спасет жизнь Гули, отправившись впервые в жизни в путь, во время снегопада, чтобы предупредить Миру (Екатерина Клеопина) о том, что девочке плохо.
Спектакли Яны Туминой всегда не про частное, а про общности. Еще великий русский философ Алексей Лосев на вопрос о законах жизни, ответил примерно так: всем управляют не факты, а общности, и главная общность - это любовь.
И Яне Туминой удается создать мир дома, который живет по закону любви. И конечно, в этом мире нет зимы - нет смерти.
На протяжении спектакля огромные деревянные стропила, в форме абриса фронтона крыши, реют над пространством сцены. Иногда они оживают и превращаются в крылья птиц, напоминая сказку «Гуси-лебеди». Иногда опускаются, словно дом сложился. Но в финале понимаешь, что это не только силы злой судьбы (а претерпели дети немало). Это и Дух святой, который реет над домом и делает в нем живым все: и куклу Ляльку, и домового Аристарха Модестовича (Михаил Самочко), и маму с бабушкой. Они, незримые, тут же, рядом, в голубой стране, полной красных маков. Это воображение мальчика перенесло маки с зеленого платья бабушки в мир иной. А Гуль видит маму в стране Снежной королевы, из книги, которую ей дал брат. И поэтому в ее воображении мама удаляется от нее, ступая по глыбам льда.
Дом Яны Туминой - это не коробка, набитая вещами, а книга, которая рассказывает историю семью через вещи. В ней много тайников, как и в спектакле «Комната Герды», и раскрываются они неожиданно. То в стене приоткроется голубое потустороннее пространство, где живут бабушка Шура и мама. То засветится огромный мольберт, а за ним - бабушка Шура. То, откуда ни возьмись, появится домовой и расскажет про семью профессора Тирсова, про его книги. Он даже погладит спинку стула, где сидел профессор, и сразу - и в воображении мальчика, и в нашем - эти стулья обретут историю. А может, домовой - это и есть профессор?
И конечно, заговорят даже стены как страницы этой книги. В спектакле они становятся проекцией в виде рисунков внутренних переживаний Паши (Ярослав Дяченко), его мамы (Екатерина Решетникова), бабушки Шуры (Наталья Акимова).
Книга еще один важный символ в мире Яны Туминой. Особенно ярко это видно в спектакле «Люблинский штукарь» в театре «Шалом». Но ведь книга, это не всегда книга в буквальном смысле. По словам Ницше, мир есть текст, который пишет и сам человек, а не только судьба. Поэтому в спектакле есть тема самоопределения и выбора: бросить ли сестренку в приюте, простить ли Киру, которая предала мальчика, когда его с сестрой увезли в приют? Как понять маму и как принять другого человека и его позицию?
Вопросов много, но интересно, что именно ушедшие из жизни родные, их путь помогают подростку ответить на эти сложные вопросы. Например, Александра Васильевна Соловьева, бабушка Шура, - это дочь профессора Тирсова, которую после его ареста и ареста жены удочерила горничная Зина Соловьева. А Шура Соловьева, потерявшая своих детей, тоже усвоила урок предков и удочерила девочку, мать Паши и Гули.
Апофеозом любви в спектакля становится спасение куклой Лялькой Гули. У девочки случился приступ аппендицита, а дома никого не было. Как никого? А кукла? Это бабушка связала для детей оберег, чтобы он их хранил. Еще один сказочный мотив в этой истории. Куклу играет в спектакле очень обаятельная актриса Мария Никифорова, с доброй улыбкой, в платье, сшитом из лоскутов. Платье придумала Анис Кронидова, художник по костюмам. А куклу создала художник Кира Камалидинова.
И вот Лялька под музыку «Casta Diva» совершает свой подвиг. А в самом конце, сняв шляпку, актриса превратится в клоуна в рыжем парике с красной лампочкой над головой. И это прекрасная точка, завершение еще одной темы спектакля - чудесные превращения, на которые способна только настоящая любовь, непостижимым образом делающая мир, похожим на сказку.
Браво всей постановочной группе!!! Очень понравилась игра актера, исполнившего роль Паши, - Ярослава Дяченко.