«Мифы и легенды Барнаула» - так называется новая книга писателя Владимира Токмакова , которая еще пока только готовится к изданию. Это будет первый в своём роде наиболее полный сборник городских мифов, легенд, анекдотов, интересных исторических фактов, страшных городских баек, стихов о Барнауле - как местных, так и известных российских авторов. Иллюстрации, обложку и оригинальную верстку мистического путеводителя делает известный художник Александр Карпов. В интервью журналу « Автограф» Владимир и Александр рассказали о интересных моментах своего сотрудничества, и мистике в их жизни.
Интервью: Марина Кочнева; фото предоставлены героями публикации
- Владимир, Александр, расскажите, как началось ваше сотрудничество.
А.К. Это было настолько давно, что деревья тогда ещё были маленькими, да и мы сами не очень большими. В общем, Валерий Тихонов, с которым мы вместе работали в газете «Вечерний Барнаул», начинал тогда издавать альманах «Август». Он попросил меня сделать обложку для сборника стихотворений «Аромат девушки за каменной стеной» некоего Владимира Токмакова. Обложку я сделал, в процессе познакомился с автором и знакомство быстро переросло в дружбу длиной в жизнь. Ну а внутри дружбы – совместные проекты, мероприятия и походы к Оби – позагорать и поговорить.
В.Т.: В девяностые годы я работал в одном газетном холдинге, и кто-то мне сказал, что в этой компании работает очень интересный художник. Настоящий. Я тогда в Барнауле знал только одного по-настоящему интересного художника – Юру Эсауленко, с которым дружил, и считал, что других таких художников (тем более в одном городе) быть не может. Но когда познакомился с Сашей Карповым лично, понял, как сильно ошибался.
- Скажите, почему для вас обоих привлекательны мистические вещи?
В.Т.: Потому что это невероятно интересно и плодотворно в творческом плане. Это параллельный мир с множеством удивительных историй, знаков и символов. Это тот самый духовный мир, который делает нашу жизнь насыщеннее, глубже, многомернее. Другое дело, этот параллельный мир открывается только тем, кто в него верит. Тогда ты начинаешь видеть удивительные связи между, казалось бы, совершенно несвязанными историческими фактами, знаки, которые ведут тебя к удивительным открытиям. Тебе остаётся только проанализировать их и грамотно записать.
А. К.: Мистика манит многих людей, потому что она даёт надежду на существование чего-то ещё, кроме обыденности и повседневности. Впрочем, то же самое, на мой взгляд, предполагает и творчество. Утром ты садишься в троллейбус и едешь на работу, а где-то над троллейбусом, в сумеречном небе, парит ангел. И, вернувшись вечером с работы, ты берёшь лист бумаги, карандаш и рисуешь ангела, который в это время с улыбкой заглядывает через твоё плечо. Мистика это, или что-то другое, – не так уж и важно, главное, что оно есть.
- Расскажите о мистических вещах, которые лично с вами происходили.
В.Т.: Их было много. В основном это какие-то советы или предупреждения. В юности я очень любил книгу и фильм по роману Каверина «Два капитана». И когда в октябре 2002-го приехал в Москву, хотел сходить на мюзикл «Норд-Ост». Московские друзья пообещали достать билеты, но что-то у них не получилось. Я огорчился, но подумал – значит в следующий раз. А потом, уже собираясь лететь в Барнаул, услышал новость о захвате заложников на Дубровке. По сути, я мог бы оказаться там... В другой раз мы с коллегами-журналистами отмечали какой-то праздник, потом поздно вечером компанией пошли на остановку общественного транспорта на площадь «Спартака». Я увидел вдалеке свой автобус, крикнул всем – пока! – повернулся и практически шагнул под трамвай. Запомнил только оглушительный трамвайный трезвон, крики моих друзей, и будто кто-то удержал меня буквально в движении. Мне кажется, всё выглядело как в фильме «Матрица», когда герои зависают в воздухе. Трамвай пролетел мимо, друзья материли меня, на чём свет стоит, а мне вот даже сейчас иногда по ночам, когда я просыпаюсь, кажется, что я тогда всё-таки шагнул на рельсы...
А.К.: Они (мистические вещи) были, но в таком контексте, что здесь лучше о них не рассказывать. Если попроще, то иногда в моменты просветления (или обострения) я видел картинки, слегка приоткрывшие мне некоторые смыслы именно моей конкретной судьбы – почему я проживаю такие сценарии, а не какие-нибудь другие. Ну и в период занятий йогой после однодневного сухого голодания были две очень яркие медитации, которые помню до сих пор…
- Снятся ли вам вещие сны?
В.Т.: Да, случается. Бывает, во сне приходят умершие родственники, что-то говорят, или это какие-то действия, не всегда понятные, особенно когда просыпаешься. Я не умею их трактовать, поэтому о предупреждениях, знамениях, узнаёшь уже потом, когда они случились. Иногда во сне приходят идеи будущих произведений, снятся даже целые сцены, разыгранные как в кино. Встаёшь – и записываешь.
А.К.: Считается, что мозг во сне работает активнее, чем во время бодрствования. Скорее всего он обрабатывает дневную информацию, анализирует её, а потом выдаёт результаты и рекомендации в виде картинок и сюжетов. Что-то из этого совпадает с происходящим в реальности – вот тебе и вещий сон. Для меня тут нет никакой мистики. Больше мне интересны сны с полётами, правда, года три уже никуда не летал.
- Какое для вас всё же самое мистическое место в Барнауле?
В.Т.: Район старого Базара, вообще старый город. Поздно ночью, да ещё если туман, я там просто терялся несколько раз и не мог выбраться. Как будто в какой-то бесконечный каменный лабиринт попал. Ещё новый мост через Обь – видишь вдалеке человека, идёшь к нему, попросить закурить, подходишь, а никого нет, почудилось. Старое Булыгинское кладбище, с ним много странных историй связано. Ведьмину могилу там находили. Говорят, есть блуждающие могилы – вроде вот тут она была, а найти не можешь. Скажешь: «Чур меня!», оглянешься – да вот она! Помню как-то со знакомыми мы там встретили женщину. Что-то она спросила у нас: где выход с кладбища? - не помню. Говорит, вот грибов тут набрала. Каких грибов? – подумалось. Только она ушла, буквально через несколько метров, глядь – на памятнике фото – один в один эта женщина. Может родственница какая покойной? Я не знаю. Вообще, призраков по ночам можно увидеть во многих особняках старого Барнаула. На Льва Толстого, 15 - шикарный особняк, многие его знают. С ним связана какая-то трагическая история, в революцию оттуда хозяев выгнали что ли? Или даже убили. По ночам там на втором этаже в окне можно увидеть силуэт красивой женщины. Стоит, печально улыбается, иногда, говорят, даже приглашает войти. Я вот думаю, если они нам являются – значит это для чего-то нужно?
А.К.: Весь 2024 год я рисовал Барнаульские арки с привидевшимися мне в них сюжетами (хрономиражами), так что для меня арки – самая что ни на есть мистика. Я не могу пройти спокойно мимо дома с арочным проёмом, обязательно останавливаюсь и жду, вдруг проявится какая-нибудь картинка из прошлого или будущего, мелькнёт крылатая фигура или просто тень... Цикл с арками будет в книге «Мифы и легенды Барнаула». Надеюсь, всё у нас получится и этот фундаментальный труд в ближайшем будущем увидит свет.
- Как строится ваша совместная работа?
В.Т.: Всё начинается на этапе готового произведения. Саша предлагает свои варианты оформления, иногда даёт советы по тексту. Потом мы обсуждаем работу, иногда спорим. Но это всегда коллективное решение.
А.К.: Обычно собираемся у меня дома, сидим за компьютером, обсуждаем, правим. Ни конфликтов, ни даже споров не бывает, всё очень спокойно и производительно. Взаимодействие высокого уровня. После работы пьём чай, едим вкусняшки и ведём разговоры за жизнь и искусство.
- Расскажите веселые случаи из совместной работы?
В.Т.: Однажды я ждал Сашу дома, сроки сдачи книги поджимали, мы сильно устали. И вот он позвонил в домофон, я ему назвал свой этаж – двенадцатый, он вошёл в подъезд – и исчез. Выяснилось, что он вошёл в лифт, и, помня, что нужно на 12-й этаж, нажал сначала на цифру «1» потом «2». И долго не мог понять, почему лифт не едет?
А.К.: Мы вообще-то весёлые парни и без совместной работы, но иногда Володя всё-таки приходит ко мне грустный и уставший. Однако после упорных совместных трудов и заблаговременно приготовленных напитков он впадает в благодушное состояние и домой удаляется, уже весело подпрыгивая и громко декламируя свои стихи себе же самому. Шутка…
Призрак Ползунова (Из готовящегося к печати сборника)
После смерти Ивана Ползунова рабочие сереброплавильного завода стали видеть его призрак. Он появлялся и на заводе (корпуса которого ещё сохранились сегодня в Барнауле), и там, где стояла его «огненная машина». Особенно часто его стали видеть, после того, как машина сломалась.
Видимо, Ползунов и после смерти сильно переживал эту неудачу. Его видели на берегу Барнаулки многие десятилетия, пока машину, по просьбе перепуганных рабочих, не разобрали полностью.
Но говорят, неуспокоенная тень великого механика, до сих пор бродит по ночам в том районе, где стояла его машина.
Появляется он и на заброшенном сереброплавильном заводе – по крайней мере, странную фигуру, одетую по моде 18 века, много раз видели сотрудники расположенных в ближайших зданиях барнаульских фирм.
Вообще, призраки в районе Сереброплавильного завода появляются регулярно. Их видели и до революции, когда завод был уже закрыт. Считалось, что это неуспокоенные души рабочих завода, насильственно умерщвлённые по негласному приказу Акинфия Демидова.
На его заводах – в том числе и Барнаульском – тайно чеканили золотые и серебряные монеты. Получив об этом информацию, царский кабинет отправлял своих людей на них с проверкой. Узнав, что к ним едет ревизор, управляющие заводов просто открывали систему секретных шлюзов – и топили своих работников, чтобы никто ничего не узнал.
Барнаульцы видят этих призраков до сих пор – если оказываются по каким-то своим делам в районе завода в ночную пору. Один из очевидцев рассказывал: «Я подумал, что это актёры местного любительского театра, который располагался в одном из помещений завода. Я разглядел молчаливые фигуры в одежде простолюдинов. Босоногие, не говоря ни слова, они плавно (я ещё подумал – будто по воздуху) двигались ко мне навстречу. И тогда я разглядел, что они были в мокрой одежде, вода стекала с их волос и бород. И вот тут на меня накатила такая волна замогильного холода и ужаса, что я со всех ног бросился оттуда бежать. Больше я туда по ночам не ходил».
После очередного демидовского душегубства, по весне к берегам речной волной прибивало трупы утопленных заводских рабочих.