Найти в Дзене
Читает Шафферт

20 моих любимых книг для подростков (только современные писатели)

Не знаю, за что люди любят читательские блоги, за объективность или наоборот за субъективность. Если за второе, то вам сюда, потому что я хочу рассказать о своих самых любимых подростковых книгах современных российских авторов. Книги, которые я рекомендовала в разное время своему сыну-подростку и его друзьям (я не думаю, что все они обязаны их прочитать, но я-то просто обязана их посоветовать)!

  • Обращаю внимание, что это не бестселлеры или самые социально значимые тексты, это самые разные тексты, которые лично я полюбила, перечитываю, у меня они есть в бумажных изданиях. И вы, конечно, совершенно не обязаны со мной соглашаться, будто эти книги лучшие или выдающиеся.
  • Почти у всех выбранных авторов я люблю не только эту книгу, но и большинство остальных. О других их классных произведениях буду упоминать в комментариях.

1. Фред Адра. Лис Улисс (цикл из 5 книг). (М.: Росмэн, 2016-2018).

Обложка первой книги, правда у меня дома совсем другое издание
Обложка первой книги, правда у меня дома совсем другое издание

С этой книги у меня все началось.

Так вышло, что я несколько лет вообще не читала художественную литературу, перестала где-то на третьем курсе университета. Все мое чтение состояло из научных исследований по истории и исторических источников. Когда я уже работала в Институте истории СО РАН, у меня случился отпуск по уходу за ребенком, я вполне естественно заказала ребенку в интернет-магазине каких-то книжек и заодно (уж не помню почему и по какой такой причине) положила в корзину "Лиса Улисса" 2006 года издания. Книга мне ужасно понравилась, я прочитала ее сама, дала почитать маме, мы ждали и читали продолжения. Дальше вы знаете - в 2008 году я завела первый блог о современной детской литературе и тогда стала учиться писать обзоры и рецензии на детские книги.

Если перестать уже писать обо мне и сосредоточиться на книге, то стоит сказать, что это юмористическое фэнтези про антропоморфных животных и совсем немного людей, главный герой - очень харизматичный лис Улисс собирает команду разных животных и отправляется с ними на поиски некоего клада Саблезубых, а заодно будет выяснять смысл тамошнего мироустройства.

2. Мариам Петросян. Дом, в котором... (М.: Livebook, 2009).

Обложка книги
Обложка книги

2009-й был довольно хорошим книжным годом, именно тогда вышли некоторые любимые мои книги, в том числе первое издание "Дома, в котором...", о котором сразу начали говорить и писать (тогда в основном в ЖЖ).

Все уже прочитали, но я напомню, что это длинный многослойный текст в духе магического реализма, главные герои которого Дом (интернат для детей-инвалидов) и его обитатели (упомянутые дети). Они живут в двух мирах - в реальном и в запредельном мире Дома, который отчасти создает и которым управляет подросток по прозвищу Слепой.

Как и любая Большая Книга эта рассказывает каждому свое, мне она помогла понять, что границы моей несвободы - внутри меня самой, и больше нигде, а значит состояния духоты и тупика, которые я временами чувствовала, создаю я сама... И они начали проходить!

3. Андрей Жвалевский, Игорь Мытько. Порри Гаттер (цикл из трех повестей).

Обложка книги
Обложка книги

Книжки выходили в издательстве "Время" с 2002 года, переиздаются до сих пор. Сейчас в продаже есть сборник, в котором под одной обложкой собраны все три повести.

Я довольно поздно прочитала каноничного "Гарри Поттера". В 2009 году я купила все книги в издании "Росмэн", они тогда продавались в таком картонном коробе, и дня за три прочитала их. Потом прочитала их же на английском, потом на немецком (просто мне нравилось их перечитывать, а заодно я решила прокачивать навыки чтения на иностранных языках). Затем дошла очередь до любительского перевода цикла Юдковски "Гарри Поттер и методы рационального мышления", а уже потом я прочитала пародию Жвалевского и Мытько, то есть "Порри Гаттера". В итоге получилось, что мой канон - это оригинальный цикл и два упомянутых фанфика, один - про рациональное мышление, а второй - просто хорошая пародия.

4. Светлана Лаврова. Остров, которого нет (Екатеринбург: Сократ, 2008).

Обложка книги
Обложка книги

Я не помню, когда я впервые прочитала какую-нибудь книгу Светланы Лавровой (по-моему, взяла в детской библиотеке первое издание "Отстаньте от людоеда"), зато точно помню, что узнала о ее книгах в ЖЖ Дины Сабитовой. Потом уже на ММКВЯ нашла стенд екатеринбургского издательства "Сократ" и скупила там все ее изданные на тот момент сказки.

"Остров, которого нет" была явно написана в результате великой любви. Любви к Греции в целом и острову Крит в частности, который так хорош, что кажется (а в сказке и является) миражом. Герои сказки, Принцесса и гофмейстерина, летели в санаторий, но потерпели крушение и оказались на острове. Там они знакомятся с самыми разными существами: из мифологии, из псевдомифологии, из мира людей, неизвестно откуда, и пытаются найти... горшок. Ну потому что древние культуры - это керамика. Тут, наверное, стоит сказать, что все сказки Светланы Лавровой балансируют между хаосом (они сумбурны, в них всегда множество героев, которые стремительно перемещаются, мифы из разных культур соседствуют вообще запросто) и красивой упорядоченной сложностью (шутки остроумные, сюжеты осмысленные, идеи важные и культурообразующие), умудряясь в самом конце вырулить как раз ко второму. Каждый раз меня это удивляет.

Напомню, что в этом блоге уже были публикации о других книгах Светланы Лавровой.

Книга: Над чем смеются в онкологическом отделении?
Читает Шафферт9 августа 2022

5. А. Жвалевский, Е. Пастернак. Время всегда хорошее (М.: Время, 2009).

Обложка книги
Обложка книги

Напомню, что первая детская книга авторов вышла в 2009 г. (точнее, в конце 2008 г. и в издании уже стоял 2009 г.) и это была "Правдивая история деда Мороза", а через какое-то время, тоже в 2009, появилась повесть "Время всегда хорошее". История о том, как современная девочка попадает в 1980-е, удивляется тому, как изменилось поведение подростков, и очень меняется.

Ох, как мы тогда про нее спорили! В основном, конечно, о том, могли ли быть такие громкие последствия для семьи из-за пасхального кулича в конце 1980-х гг. прошлого века, одни говорили, что нет, уже не могли, а другие приводили случаи из жизни, что могли. Во время пандемии я вновь перечитала повесть и вот что подумала. Все же совершенно не важно, могли или не могли, то есть важно, конечно, но повесть фантастическая, так что вполне может быть построена на преувеличении деталей, призванных акцентировать важное. Показать не документально точно, а, как говорит мой сын, "по сути показать". И они именно по сути показывают в этой и других своих книгах.

Есть еще такая шутка, будто соавторы несколько предвосхищают актуальную повестку в своих повестях. И я пару лет назад про себя в шутку упрекнула Жвалевского и Пастернак за то, что они не угадали про пандемию и карантин, и не сочинили заранее соответствующую книжку, чтобы всех нас подготовить. Но пока перечитывала "Время всегда хорошее", то поняла, что угадали они кое-что более важное. Они здорово описали, как изменятся дети после "режима самоизоляции", мне Синичка, пока она еще не поменялась местами с ребенком из 19080-х и не изменилась, превратившись в открытого общительного ребенка, местами очень напоминала моего сына и его друзей.

6. Эдуард Веркин. Кусатель ворон (М.: Эксмо, 2014).

Обложка книги
Обложка книги

Мне нравятся почти все книги Э. Веркина. Первой я прочитала "Облачный полк", а потом уже все остальные, до которых смогла дотянуться, и серьезные, которые выходили в серии с белыми обложками, и "цветные" приключенческие повести для младших подростков.

В "Кусателе ворон" Веркин группа подростков отправляется в путешествие по Золотому кольцу, а попадает в безвременье, где им предстоит раскрыть друг перед другом все свое хорошее или плохое нутро. Поначалу и главному герою, и читателям казалось, что никакого там примечательного нутра нет у провинциальных подростков, которых исключительно "по знакомству" повезли в турпоездку. Потом оказывается, что хорошее в этих людях все же есть, так что и финал у этой истории не то чтобы хороший и радостный, а скорее обнадеживающий, с ощущением привычного, но нормального мира, в котором не так уж и страшно жить. Люблю Веркина за это и много еще за что.

Об одной из последних книг Эдуарда Веркина в этом блоге был материал:

7. Ая Эн. Мутангелы (цикл из 7 книг). (М.: Росмэн, 2015-1018).

Обложка книги
Обложка книги

Еще одна книга из 2010-го года. Мало кто помнит, но перед тем, как цикл стал выходить в "Росмэне" с роскошными обложками Ольги Закис, было еще одно издание первой книги, в АСТ с подзаголовком "Коронный номер тысячелетия". Это было мое первое знакомство с автором (кажется, тогда мы еще не были знакомы лично), и я сразу заинтересовалась. Форма показалась новой, неожиданной, сюжет свежим и нетривиальным, а идея как раз из тех, которых остро не хватает в мире книг для подростков, переполненном однообразными постапокалипсисами и волшебными помощниками, помогающими неожиданным волшебникам спасать мир от гибели. Здесь мир тоже гибнет, раз за разом, но физика его слишком сложна, чтобы всерьез переживать об этом. Ая выдумала массу любопытных миров и несколько оригинальных механизмов путешествия между ними. Она сказала самую правдивую правду о тех, кто причиняет добро разумным существам в масштабах этих миров (кстати, это и есть ангелы). А еще она очень здорово шутит, для меня это невероятно смешные книги! И самое главное - ничего похожего я не читала (до сих пор кстати).

Кстати, уже писала о другой книге Аи Эн:

8. Наталья Евдокимова. Конец света (М.: Самокат, 2014).

Обложка книги
Обложка книги

Фантастическая повесть для младших подростков о том, как дети создают миры (правда это мы понимаем в самом конце). Главные герои истории - два друга, которые раз в несколько лет вместе с семьями переселяются в новый мир. То он зимний, всегда можно кататься с горок, то с прыгалками-батутами, на которых можно заработать эквивалент денег, а каждый день недели нужно носить одежду определенного цвета, то еще какой-нибудь. Внутри одного из миров они дружат, влюбляются в девочку, занимаются обычными детскими делами а потом... готовятся переехать в очередной мир. Читала эту книгу, когда она только появилась, мне очень понравилось. Потом, спустя три года, прочитала ее сыну.

9. Нина Дашевская. Около музыки (М.: Росмэн, 2015).

Обложка книги
Обложка книги

Сборник рассказов про подростков и музыку. Речь не идет исключительно о профессиональных музыкантах, скорее музыка становится одним из важных контекстов, внутри которого разворачивается история об отношениях двух людей или о внутреннем мире одного человека.

Это был первый за долгое время авторский сборник рассказов, в котором все хорошо, потому что он о благополучных и счастливых детях (а он в целом о таких, конечно) и еще он хорошо написан. Автор узнаваем с первых строк. Осталось только призвать всем читать Дашевскую, эти тексты никогда не подводят.

10. Светлана Волкова. Подсказок больше нет (М.: АСТ, 2015).

Обложка книги
Обложка книги

В 2015 г. в АСТ начала выходить серия "Средняя школа №", в которой предполагалось издавать школьные повести для подростков современных российских авторов. К сожалению, все ограничилось двумя книгами, обе были хорошие, а одна из них - вот эта повесть с очень типичной завязкой: в класс приходит новенький.

Этот самый новенький придумывает для себя способ адаптироваться в новом коллективе: он выдумывает, будто он является членом некой субкультуры "джибобов" и делится с новыми одноклассниками только что выдуманной философией. А затем с удивлением наблюдает, как эта субкультура формируется и набирает популярность у него на глазах.

К сожалению, повесть не переиздавалась, зато она была в одном из коротких списков "Книгуру".

Продолжение завтра...

#книги для подростков #современная литература #современная детская литература #читает_шафферт #современная русская литература