Друзья, предлагаю ознакомиться с небольшим, но очень поучительным отрывком со встречи акционеров Berkshire Hathaway.
Вопрос от гостя:
Меня зовут Артур. Я из Вашингтона, округ Колумбия. В июне я заканчиваю Гарвардский колледж и начинаю свою карьеру в области стоимостного инвестирования. Я очень надеюсь, что мы все окажемся правы, думая, что для стоимостных инвесторов этот век будет таким же хорошим, как и предыдущий.
Вы начали инвестировать будучи примерно в моем возрасте, если не моложе. И мне очень интересно, какая привычка или привычки больше всего повлияли на вашу способность продолжать учиться и совершенствовать свои инвестиционные решения в постоянно меняющейся деловой и финансовой среде?
Уоррен Баффетт:
Я бы сказал, что... по крайней мере, в моем случае, я не учился постоянно, с точки зрения основных принципов. Вы всегда узнаёте немного больше о тех или иных методах с течением времени. И я узнавал больше о некоторых отраслях со временем, и поэтому, возможно, я расширил кругозор, в котором могу сейчас работать. Хотя большое количество факторов уже сужает его обратно, к сожалению.
Но я знаю о бизнесе больше, чем 20 или 40 лет назад. И я до сих пор не изменил своим принципам. Основные принципы по-прежнему остаются за Беном Грэмом. На них в значительной степени повлияли Чарли и Фил Фишер, в плане поиска лучших предприятий. Но я не отступился от Грэма.
И за все это время я действительно не узнал никаких новых фундаментальных принципов. Но, возможно, узнал немного больше о том, как, в принципе, работает бизнес с течением времени.
Вы должны получить основу для инвестирования, которая, на мой взгляд, берет начало в "Разумном инвесторе" Бенджамина Грэма и у Фила Фишера. Но больше в "Разумном инвесторе".
А затем вам следует узнать все, что можно, об отраслях и предприятиях, в которых, как вам кажется, вы сможете разобраться, если поработаете над ними. И с этим арсеналом вы добьетесь больших успехов! Если конечно у вас есть характер для этого бизнеса.
Чарли?
Чарли Мангер:
Да, ну, конечно, я наблюдал за Уорреном все эти десятилетия, и он чертовски многому научился, даже за последние 20 или 30 лет. Так что это игра в обучение продолжается. И он может очернить все эти мелкие выкрутасы, которые позволяют ему выбрать самую большую нефтяную компанию в Китае, ту или иную.
Но одни только эти базовые принципы, которые он знал очень давно, не дали бы ему возможность принимать недавние инвестиционные решения так же хорошо, как он их принимал раньше. Это игра на всю жизнь. И, если вы не будете продолжать учиться, другие люди обойдут вас.
У вас должен быть темперамент и правильно сформированная основная цель. А затем вы должны продолжать заниматься этим с большим энтузиазмом в течение долгого-долгого времени.
Уоррен Баффетт:
Но при этом совсем не обязательно быть каким-то выдающимся, обладать невероятными идеями или иметь высокий IQ, чтобы обратить внимание, например, на PetroChina.
Если вы покупаете надежную компанию, у которой есть будущее за пол цены или может быть даже треть от того, за что продают сопоставимые компании из этой отрасли, это не является чем-то сверхъестественным.
Да, вам придется читать некоторые отчеты, вы должны быть готовы к этому. Но мне нравится это делать. Но я бы не сказал, что для этого требуется какие-то высококлассные знания или что-то в этом роде.
Чарли Мангер:
Ну, когда ты покупал большой пакет их акций, никто не говорил о том, что тоже покупает. Озарение не всегда приходит ко всем.
И, я думаю, это требует определенной доли того, что Уоррен называет «необычным чутьем». Мне кажется, отчасти это связано с умением отсеивать глупость и концентрироваться на рациональности. И если у вас есть целые категории вещей, которые вы просто отбрасываете, чтобы ваш мозг не был перегружен ими, то вы лучше сможете выбрать несколько разумных сделок.
Уоррен Баффетт:
Да, мы не принимаем во внимание многие глупости. Мы очень быстро избавляемся от них.
И, знаете, именно так, на самом деле работает разум. Примерно 30 лет назад или около того в журнале The New Yorker была прекрасная статья. Она вышла тогда, когда проходил шахматный турнир Фишера против Спасского (1972г). И это привело к рассуждениям о том, смогут ли люди одержать верх над компьютером в шахматах.
Эти компьютеры производили сотни тысяч вычислений в секунду. И люди говорили: «Как может победить человеческий разум, когда все, что он видит это результаты нескольких шагов в обозримом будущем? Как человеческий разум может иметь дело с компьютером, который думает об этом со скоростью, которая просто невероятна?»
И, конечно, они немного исследовали эту тему. И разум... Ну, на самом деле, все разумны, но некоторые намного разумнее, чем другие… Но Фишер или Спасский, по сути, исключили около 99,99% возможностей, даже не задумываясь об этом.
Так что дело не в том, что они могли превзойти компьютер с точки зрения скорости, но у них была эта способность в том, что вы могли бы назвать исключением, когда, по сути, они просто использовали несколько возможностей из огромного количества возможностей, которые действительно имели хоть какой-то шанс на успех.
И говоря об избавлении от бессмыслицы, я имею в виду, например, что если люди начинают звонить вам и говорить: «У меня есть отличная, замечательная идея» не тратьте 10 минут, если в первом предложении вы понимаете, что это отнюдь не замечательная идея.
Вам не нужно быть вежливым и проходить через весь процесс. И у нас с Чарли это неплохо получается. Мы можем очень быстро повесить трубку, правда?
Чарли Мангер:
Да, всего то. Всё, что вам нужно сделать, это действовать так же как Василий Смыслов, когда он был чемпионом мира… по шахматам… и просто делать то же самое в инвестициях.
___________________________________________________________________________
◈ Моя книга для детей и взрослых: "Виктория и магия сложного процента"
◈ Обо мне и моей стратегии инвестирования