Найти в Дзене
Плоды раздумий

Отрезанный ломоть

Алеша шел из магазина с двумя пакетами, было тяжело, но он не замечал этого, ведь наконец-то за долгие месяцы они с мамой по-человечески будут питаться, мало того, что он не умеет готовить, так еще и денег последнее время у них почти не было. Бабушка, приехавшая вчера поздно вечером, с самого утра послала его за продуктами, ведь у них дома шаром покати: хлеб, чай, сахар, да яйца. А иногда и хлеба не было. Они с мамой даже молока себе позволить не могли.

К нему подошел Федор и предложил свою помощь. Алёша отдал ему один пакет. Тот с сочувствием спросил:

– Как мама?
– Все также, но теперь бабушка приехала.
– С бабушкой тебе полегче будет, – сказал Федор, – если кто обижать будет, ты говори, мы с ребятами всегда поможет, и зови меня, если что нужно.

Он занес пакет в лифт отдал его Леше и вышел из подъезда.

Леша, поднимаясь на лифте вспоминал, ведь еще полгода назад со своей неблагополучной командой Федька буквально преследовал его, постоянно обижая и шпыняя его, отбирая у него деньги. А потом, когда весь двор узнал, что у Леши тяжело заболела мама, эти наскоки на него прекратились, и Федор порой угощал Алешу то печеньками, то бутербродами с колбасой, то яблоками.

Леша занес пакет и спросила у бабы Тони:

– Что еще, бабуля, нужно.
– Нужно в аптеку, но мне придется идти самой, детей в аптеке не обслуживают. Ты пока посиди с мамой, она уже проснулась, а я побегу в аптеку, как вернусь, сразу покормлю ее. Да я сам, тем более манной кашей, мы ее сто лет не ели, соскучились. Я несколько раз пробовал ее сварить, так у меня одни комки получались, иди мы с ней здесь сами позавтракаем.

Мама лежала такая счастливая:

– Лешенька, теперь я на поправку пойду, а то ведь я, было, совсем расклеилась.

Леша накормил ее вкусной кашей и пошел завтракать сам. Он ел кашу и думал:

– Ну вот почему руки у нее не слушаются? Может их как-то развивать можно, надо Федора попросить, пусть в интернете посмотрит. Зато она потихоньку стала вставать и ходить, передвигая стул, я, конечно, все же контролирую ее, чтобы сразу поддержать, если силы у нее закончатся.

А тогда, в самом начале болезни было очень трудно. Алеша стал вспоминать, что несколько месяцев назад маме вдруг стало плохо, отец вызвал скорую и ее увезли в больницу. Тогда он не думал ничего плохого, ну полежит она немножко, а потом снова будет как всегда, веселая и энергичная. Но увы, страшная болезнь инсульт, не спросясь, вошла в их жизнь, расположившись в их квартире, как у себя дома. Пока мама была в больнице было полбеды, а потом отец привез ее домой и она стала “лежачей”, как говорила соседка тетя Лена. Вскоре после ее возвращения у Леши был день рождения, ему исполнилось 12 лет.

Обычно в этот день у всех было праздничное настроение, были гости, подарки. И в этот-то печальный день рождения Алексей впервые понял, что главным человеком в семье всегда была мама, все крутилось вокруг нее: готовка, уборка, стирка, проверка его уроков. Сначала за ней ухаживал отец, а все эти мамины обязанности легли на плечи Алеши. Потом отец под предлогом сверхурочной работы перестал ночевать дома, и, принеся вечером продукты, уходил, возвращаясь рано утром, когда сын еще спал.

Мальчик был слишком мал, чтобы понять, что происходит в его семье. Он в том время еще учился, оставалось три месяца до конца учебного года. И мама, которая с трудом выговаривала слова, просила его стараться в школе. А в один прекрасный день, возвратившись из школы, он как-то сразу, по-взрослому, понял, что отец от них ушел. Для Алеши это был удар под дых, как сказал ему Фёдор, узнавший об этом почему-то раньше всех и поддержавший его в трудную для него минуту:

– Ты, Леха, держись, все будет хорошо. Моя мамка говорит, что еще ни одна баба не пропала без мужика. И твоя мамка не пропадет, – и добавил видно услышанную где-то фразу, – мир не без добрых людей.

Но помощи Алеша ни от кого не дождался, зато всему научился, бегая к тете Лене, она была единственным человеком, который его выручал. Она же помогала маме и тогда, когда этого не мог сделать он сам. А также каким-то образом тетя Лена добилась, чтобы маму не увольняли с работы, а то бы у них и хлеба вскоре не на что было бы купить. Да и бабушку она нашла сама, перерыв у них в в квартире все что можно, чтобы найти, как она говорила, адрес “свекрови” что это за человек такой Леша не знал, а теперь, когда узнал, очень удивился:

– Почему же раньше я не видел свою бабушку, почему родители ничего не говорили про нее, прятали что ли?

Тут вскоре баба Тоня и приехала.

Прошла неделя, Алеша с мамой отъедались на бабушкиных харчах, а в выходной день бабушка приготовила особый обед и назвала его “поминки”, сказав, что в этот день умер Алешин дедушка. Она пригласила тетю Лену, а Алеше дала пакет с пирожками и сказала, чтобы он раздал их ребятам во дворе. А вечером они собрались в маминой комнате и баба Тоня рассказала им о том, почему она никогда к ним не приезжала. Оказывается его отец был в ссоре со своей семьей. Леша только сейчас от бабушки узнал, что у него есть еще дядя и тетя, два двоюродных брата. и баба Тоня рассказала им, то, что тщательно скрывал его отец, которого он до сих пор ждал и любил.

– У нас в деревне оставался домик твоей прабабушки, да он и сейчас есть, с него и кормится вся наша семья, ведь там пятнадцать соток земли. Все лето мы проводит там, – поясняла бабушка, – потом, когда, ты, Ирина, выздоровеешь, мы и тебя туда отвезем силы восстанавливать. Вот Егор и захотел, чтобы мы продали дом и купили ему квартиру в городе.
– А домик-то старенький, если только на одну кухоньку в квартире его и хватит, но старшие наши дети воспротивились. И сын, и дочь сказали, что это будет предательством по отношению к предкам. Вот тогда-то мой дед и сдал, совсем немного поболел и вскоре умер, а Егор, как ушел тогда из дома, так больше и не возвращался. Вскоре после его ухода Катя, тётя твоя, Алеша, случайно встретила твоих родителей, ты помнишь, Ирина?
– Да, – прошептала та, вытирая слезы.
– И ты незаметно для Егора, дала ей свой адрес. Как мы хорошо с тобой переписывались. Вскоре родился ты, Лешенька, и мама писала мне, как ты рос, даже твои фотографии присылала в тайне от Егора. И когда пришло письмо от тебя, Ирочка, но написанное чужой рукой, я испугалась, вот и решила, что вы без меня не обойдетесь.

И стали они жить втроем, а отец как в воду канул. Если раньше кто-то из соседей говорил Леше, что видели его, то вскоре эта информация иссякла.

– Видно в чужие края подался, – предполагала баба Тоня, – знает, подлец, что возвращаться ни домой, ни сюда не сможет, выгоним, в шею выгоним его за такой поступок. Бросить семью на произвол судьбы, это же надо, а ведь воспитывала я его как и старших, поблажек не давала. И каждый раз, вспоминая сына недобрым словом, она начинала плакать.
– Бабушка, перестань, – сказал ей однажды Алеша, – ты как начинаешь о нем говорить, так сразу расстраиваешься. Все, он теперь отрезанный ломоть.
– Это где ты таким словам научился, – удивилась она.
– Я же маме книжки читаю по вечерам, вот в одной и вычитал. Знаешь я теперь книги в библиотеке беру, и мне библиотекарь дает хорошие взрослые книги, зная, что это для мамы.
– Это хорошо Лешенька, читать надо обязательно, в книгах вся мудрость людская. А сейчас и читать-то никто не хочет, а все в телефоны свои и пялятся, только зрение портят.

Маме становилось день ото дня все лучше, она повеселела, пыталась даже заменить сына на кухне, где он был на подхвате у бабушки, когда та готовила. Он чистил и резал овощи, или лепил с ней пирожки и вареники. Видно приезд бабушки стал толчком к тому, чтобы Ирина поверила в то, что теперь она скоро выздоровеет.

Однажды, возвращаясь из магазина, Леша зашел в квартиру, и, стоя в прихожей, нечаянно подслушал разговор бабушки со старшим сыном Тихоном:

– Я, Тихон, не потяну финансово его сборы в школу, вы бы с Катей помогли мне, – она помолчала.
– Видно он ей что-то говорил, – решил Алексей.
– Я хочу его на август к вам отправить, – продолжила баба Тоня,– чтобы вы его там одели и обули к школе, он из всего вырос за лето, – она опять чуть помолчала.
– Ире уже лучше, а с работой вы сами знаете как. Бухгалтер она.

Алеша понял, что она отвечает на вопросы сына.

– А ведь ты прав, Тихон это лучший выход из положения, нет не беспокойся, он очень хороший мальчик, и в свои 12 лет все умеет. А учиться везде можно. Да и мне с ними веселее будет.
– Приедешь сам? Ну так ждем.
– Интересно, когда же он приедет, этот мой дядя, – обрадовался Алеша, – ведь я еще никогда не путешествовал, разве только с классом в областной центр ездил на экскурсию несколько раз, – а как мамка тут без меня будет, вдруг ей хуже станет?

Леша вдруг испугался своих мыслей.

– Хорошо, все будет хорошо. Он захлопнул дверь прошел на кухню, там Алеша вытащил из пакета продукты, и, взяв ведро с мусором, пошёл его выбрасывать. а вернувшись спросил:
– Ба, еще что-нибудь надо? А то мне работу дали.
– Какую работу? – удивилась та.

Алеша достал из плотного пакета пачку каких-то нарядных листочков:

– Вот, разложить их надо в почтовые ящики в частном секторе, мне за это деньги заплатят, и сказали, что может быть когда-нибудь еще дадут листовки, если у них взрослых работников не будет. И даже записали мой телефон.
– Да, вовремя я сыну позвонила, – подумала бабушка и сказала, – попробуй, лишь бы не обманули.
– Не должны, они старшим ребятам заплатили, уже три раза, правда я не знаю сколько.

Подумав, бабушка все же отпустила его, но Ирине ничего не сказала.

Алеша вернулся довольный и отдал бабе Тоне свои первые заработанные деньги:

– Ба, гляди, целых пятьсот рублей.
– Молодец, только маме не говори, нечего ей лишний раз за тебя переживать.

А вечером баба Тоня категорично заявила Ирине:

– На днях приедет Тихон и заберет Алешу к нам домой, на целый месяц, и она повернулась к Леше, – поживешь у нас в деревне.
– В том домике, что отец хотел продать, да? – обрадовался мальчик.
– В нем, другого у нас нет.
– Я в деревне никогда не был, Федор, мой друг, говорит, что там здорово купаться в речке, можно хоть целый деньв воде сидеть.
– У нас там не речка, а красивое озеро, и лодка у нас своя есть, можно будет еще кататься на лодке с братьями, у меня ведь кроме тебя еще двое внуков.

Лёша недоуменно на нее посмотрел.

– Это твои двоюродные братья, понимаешь ? То есть у моих детей родились дети, и все они считаются братьями, но не родными, а двоюродными, а вот с внучками мне не повезло нет пока внучек.
– Будут еще, – уверенно сказал Алеша, я вот женюсь и сразу тебе внучку рожу.

Мама с бабушкой засмеялись.

А через два дня приехал дядя Тихон и привез им в подарок много овощей и фруктов. Он сразу понравился Леше, потому что подарил маме в большой букет роз.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Мои дорогие подписчики, благодарю вас за лайки и комментарии, и снова прошу не забывать восстанавливать подписку. Добра вам и счастья!

Читайте также другие мои рассказы:

Благословенная случайность

Напрасное ожидание

Леший

Вера, Надежда, Любовь