Пожалуй, многие из нас вспоминают свою реку детства, где мы учились плавать, ловили пескарей самодельной удочкой с перышком гуся в качестве поплавка, встречали милые сердцу ранние летние рассветы. Есть таковая и в Марий Эл, это Немда – простая, скромная, не претендующая на славу, но уютная речушка.
Немда – по-марийски означает романтичное – «Черемуховая река». Река-загадка, даже о ее длине ходят разные мнения – то ли 162 метра, то ли 178. Зависит от источника. Кстати, и речек с таким именем в нашей России-матушке сразу... две. Еще одна – с ударением на первый слог – течет в костромских землях. Некогда здесь жили древние мари.
Всезнайки-справочники уверяют, что исток Немды таится южнее Куженера на высоте 194 метра над уровнем моря. Путь сюда лежит через валежник, угрюмый лес и чавкающую грязь. Мрачновато) Не потому ли немецкий путешественник Адам Олеарий, еще в 17 веке упоминая марийцев, рассказывал о Немде, как о месте резиденции… черта.
«Сюда они направляются со своими паломничествами, жертвами. Они говорят: «Кто сюда приедет и ничего не принесёт в жертву, тот зачахнет или засохнет. Они полагают, что чёрт имеет свою резиденцию там». В общем, придумают же, иностранцы, прости Господи…
А еще жители Куженера отметили, что река Немда этим летом, рассекающая поселок пополам, как-то оскудела. Экспедиция к истоку речки показала, что виной всему – бобры. Вот эти трудолюбивые лесные строители и посадили райцентр на голодный водный паек! Да и постройки-то добротные, настоящие плотины.
У истока Немда – совсем еще ручей. Когда-то здесь местный люд полоскал белье, причем круглый год – зимой источник не замерзает. Но теперь в каждом доме – стиралки, и места эти опустели. Но и сейчас у истока сохранился платок с именем «Немда», у которого древний карт, марийский жрец читал молитвы…