Как известно, негативная информация распространяется в семь раз быстрее позитивной.
Почему-то людям нравится запугивать друг друга, сеять панику и психоз, рассматривать негативные сценарии. Почему так, что за подсознательная тяга к самоуничтожению — наверное, смогут ответить психологи. Но если раньше распространение негативных новостей сводилось, в сущности, к сарафанному радио, то сегодня, в век интернет-новостей, плохое разносится как семена одуванчика ветром — моментально. Только появляется очередной фейк-страшилка — социальные сети и новостные ленты тут же реагируют на него многократными перепостами.
Большинство преследует меркантильные интересы: у «плохого» в разы больше просмотров. Смерти, болезни, страшные прогнозы, маньяки, душераздирающие подробности страшных происшествий — питательный гумус для новостных лент и соцсетей. А виной все пользователи — те, кто пальчиком охотнее тычет в новость о смерти, чем о, скажем, выведении нового сорта розы. Интересовались бы радужными пони и рецептами яблочного пирога — преобладали бы позитивные новости. Но нет! Нам ведь подавай страшилок.
Появился даже термин — думскроллинг. Doom поанглийски — «рок, судьба, гибель, Судный день». Scrolling — «листать». Листаем ежедневно, если не ежечасно, новостную ленту, задерживаясь, увы, на новостях о «гибели». Потом, непременно, делимся негативной информацией. Помните — в семь раз быстрее, чем позитивная? Веером разлетается! Отравляет вокруг все и вся. Тотальная депрессия, бессонница, обесценивание всего хорошего, даже того, что умудряешься каким-то чудом заметить. Не только в новостной ленте, хотя думскроллинг, это, конечно, в первую очередь интернет-новости. Но и в обычной жизни тот же «скроллинг» всего вокруг, с неизменным поиском «плохого».
Золотые осенние листья на газоне — малыш хотел поднять один из них, но его бабушка окрикнула: «Не делай этого! На листья гадят собаки!» И малыш с отвращением бросил кленовый лист. Можно было бы сказать, что видение мира в черных красках — примета сегодняшнего дня. Но нет! Мы все можем назвать людей, даже в ближайшем окружении, для которых стакан не то что наполовину пуст — он и треснут, и заляпан грязью, и где-то на дне плещется чайная ложка хорошего. А в остальном полнейшая депрессуха.
Помню, как-то ко мне на работу зашла сестренка, и милая женщина с печатью скорби на лице произнесла сочувственно: «А Юля-то — еще бледнее, чем Катя!» Как мы потом хохотали с Юлей, две бледные, замученные учебой и работой одновременно студентки! Это ж надо, одной фразой срезать сразу и Юлю, и Катю, при этом им посочувствовав!
Потом сотни, тысячи раз приходилось выслушивать и от друзей, и от родных, что «следующий год будет еще хуже», «выздоровела, но не радуйся, могут быть осложнения», «работа хорошая, но могут и уволить», «клубнику сажать не будем — все равно птицы склюют». В парадигме страха и уныния прошла большая часть жизни — трудно продираться через частокол плохих новостей и видеть где-то вдали лучик надежды на светлое и радостное.
Мы сами выросли с обломанными крыльями — условная Юля, еще более бледная, чем условная Катя, и, боюсь, уже не сможем избавиться от дурной привычки, навязанной многими поколениями, готовиться к плохому. Закупать гречку и макароны впрок, бояться радоваться хорошему, начинать день с плохих новостей и с каким-то облегчением отмечать, что вот надо же, все же случилась неприятность! Понятно, что «радуемся» мы не плохому событию, а собственной прозорливости, боялись — и не напрасно! Вот и случилось! А может быть, не надо было бояться.
Мы — как персонаж в сказке об Алисе в Стране чудес — начинаем плакать заранее, еще не уколов палец иголкой, а потом, когда уколем, уже не плачем: слез нет. Но ведь можно и не уколоться, правда же? Так зачем мы не радуемся малому, заранее мучась бессонницей от дурных предчувствий. Делай что должно, и будь что будет — чудесный лозунг, который помогает избежать многих несчастий.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
«Угрозы новых конфликтов»: нумеролог назвала самые опасные даты в октябре 2022 года
Врач рассказал, как защитить себя от простуды в высокий эпидсезон