«По данным Европейского центра по предотвращению и контролю за заболеваниями на 9 августа зарегистрировано 19 случаев дикого полиовируса и 223 случая вакцино-выведенного полиомиелита в 15 странах.
Возможно, это лишь вершина айсберга.
Интервью с Майком МакГоверном (Главой Международного Комитета Полио Плюс) для RFHA (Экшн груп по семейному здоровью и борьбе со СПИДом)
Ликвидация полиомиелита – крупнейшая, самая длительная и глобальная программа Ротари с, пожалуй, самыми выдающимися результатами».
Анна Туманова,
Руководитель комитета по Фонду Ротари
Округа 2223 Ротари Интернэшнл
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 25 августа 2020 года объявила, что передача дикого полиовируса официально прекращена во всех 47 странах Африканского региона. Два года спустя, в феврале 2022 года, новый случай дикого полиовируса был обнаружен в Малави. Эта новость стала серьезным ударом, поскольку последний случай полиомиелита в Малави был зарегистрирован в 1992 году.
С тех пор было зарегистрировано множество новых случаев заболевания в странах, которые считали, что вирус был уничтожен на их территории. С тех пор активизировалась вакцинация, и такие организации, как ВОЗ, ЦКЗ, ЮНИСЕФ, Фонд Билла и Мелинды Гейтс и Rotary International, работают вместе над искоренением вируса. RFHA поговорила с Майклом Макговерном, председателем комитета Ротари Интернешнл по борьбе с полиомиелитом, о текущей ситуации, предпринимаемых шагах и о том, какую важную роль играет RFHA в искоренении полиомиелита.
«Полиомиелит, как ничто другое, действительно показал нам важность иммунизации. Еще в 1950-х годах, когда мы впервые получили вакцину от полиомиелита, на основании всех имеющихся статистических данных было очевидно, что вакцинация – это единственный способ искоренить полиомиелит. Вы создаете иммунитет в обществе в результате того, что люди получают вакцину. Недостаточная иммунизация - это большая проблема», – говорит Майк Макговерн.
Он выражает беспокойство по поводу роста неполной иммунизации за последние 5 лет. «Все работы и исследования, проведенные по всему миру, показывают, что вакцины работают. Печально видеть, что в некоторых странах до сих пор существует нежелание прививаться. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы охватить каждую страну, которая нуждается в помощи. В ноябре 2021 года мы отправились в Пакистан и обратились ко всем детям в возрасте до 10 лет с просьбой сделать прививки от кори и краснухи. Немецкая корь очень распространена в этом регионе. Именно здесь я чувствую, что работа, проводимая RFHA, очень важна. Их охват, то, как они прекрасно работают в партнерстве и какое влияние они оказывают, просто великолепно», – добавляет он.
Связь с RFHA
Майк очень тесно сотрудничал с Марион Банч, основателем Группы действий Ротари по охране здоровья семьи и профилактике СПИДа (RFHA). «Я некоторое время был председателем RFHA и сам видел, какое влияние она оказывала. Я был очень впечатлен тем, как RFHA работает с партнерствами, а страсть и участие Марион в этом деле сделали многое возможным. А теперь, когда RFHA возглавила Сью Пэджет, ясно видно, что она разделяет ту же страсть, что и Марион», – делится Майк.
«Если в первые дни существования RFHA количество участников Дней здоровья исчислялось сотнями и тысячами, то сегодня они охватили миллионы людей. Они работают с правительствами, и спонсорами, и результат просто поражает воображение. И это не только ВИЧ, они предоставляют очень много услуг - анализы, скрининги, вакцинации. Для меня это одна из самых удивительных вещей, которые делают ротарианцы».
Потребность в медицинских обследованиях не изменится в ближайшее время. «Более того, это не просто предоставление услуг, но и достойное отношение к людям. Это может быть нечто совсем небольшое, но оно имеет огромное значение для чьей-то жизни», – добавляет он.
«Иногда определенные образы, с которыми вы сталкиваетесь, оставляют след в вашем сознании. Я помню, как увидел фотографию мужчины, проходившего обследование на Дне здоровья в Уганде, которому только что сообщили, что он ВИЧ-инфицирован. На его лице был виден шок. Что меня действительно поразило, так это мысль о том, что произойдет дальше - в ближайшие несколько минут он должен был пойти к своей жене и сказать ей, что он ВИЧ-инфицирован. История, скрывающаяся за этой фотографией, была гораздо более болезненной».
«Но потом ты думаешь о RFHA и понимаешь, почему это так важно. RFHA не просто помогает людям осознать, но и помогает им предпринять следующие шаги по борьбе с болезнью. Это не только помогает человеку, но и защищает всю семью. В этом и заключается суть работы групп действия», – говорит он.
Программа Полио плюс
В 1985 году Ротари Интернэшнл принял решение заняться искоренением полиомиелита. В 1988 году Ротари Интернэшнл официально приступил к этой работе. Рассказывая о воспоминаниях о посещении некоторых стран в рамках программы «Полио плюс», Майк говорит, что это был захватывающий опыт.
«В ноябре 2021 года я был в Пакистане, недалеко от границы с Кашмиром, и одна пара приехала на мотоцикле со своим ребенком и сказала: «Мы хотим вакцину от полиомиелита для нашего ребенка». Вот чего мы добиваемся - чтобы люди сами хотели получить вакцину», – отмечает он.
«Затем я посетил Калькутту в Индии и встретился с девочкой, которая была идентифицирована как последний человек с диким полиовирусом в Индии. Осознание того, что из миллиарда людей в стране этот случай является последним, поднимает настроение. В этот момент понимаешь, что каждый наш маленький шаг имеет огромное значение».
Случай полиомиелита в Малави
«Случай в Малави стал шоком, поскольку мы не видели случаев дикого полиомиелита на африканском континенте около 4 лет. И вдруг мы получаем сообщение о маленькой девочке в возрасте около 3 лет, и отчеты показали, что это был дикий полиовирус, очень похожий на вирус, циркулирующий в Лахоре, Пакистан, в 2019 году», – говорит он.
«Мы сразу же начали забор проб окружающей среды. Это также очень близко к границам Мозамбика, Танзании и Замбии. Поэтому ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЦКЗ, Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Gavi и Rotary International усилили так называемый эпиднадзор, то есть провели больше тестов и больше иммунизаций. Все это и так планировалось, но теперь эти мероприятия были ускорены. Мы также добавляем методы социальной мобилизации, которые побуждают людей идти и получать вакцины».
«Борьба с полиомиелитом продолжается, и мы делаем все возможное для достижения нашей цели - искоренения вируса», – заключил он.