Мальчик Ваня и его мама сидели и листали ролики в Дзене. Попалось им видео с постановкой звука Р. Мама и Ваня как настоящая команда взяли палочку и завели мотор. Ваня довольный бегает по квартире, рычит как Харлей байкера. В садике всей группе показал, как «надо заводить мотор». Но на этом все. Рычать умеет, а сказать «РАК» не может.
Мама и так ему говорила, и эдак. Все бесполезно. «ЛАК, ЛАБОТА, ТОПОЛ, ЛОМАШКА».
Почему так произошло? Причин несколько:
- Звук не автоматизирован в словах и не введен в речь.
- Ребенок не слышит разницу между звуками, поэтому без зазрения совести говорит ЛОМАШКА вместо РОМАШКА.
- Проблемы с переключением с одной артикуляционной позы на другую. Произнесение нового звука требует довольно много сил, и ребенок выбирает простой путь: говорить, как привык.
- Отсутствует самоконтроль и контроль со стороны взрослого.
- У ребенка тяжелое нарушение речи и автоматизация звука будет идти дольше, чем вы ожидаете. Например, с дизартриком мы можем автоматизировать ОДИН ЗВУК 4-6 месяцев.
Закрепление звука – это важный этап в коррекции звукопроизношения. Без постепенного, последовательного введение поставленного звука в слоги, слова и в речь ребенку будет сложно справиться с новым звуком самостоятельно.
Мы сейчас не рассматриваем детей, у которых звуки появляются самостоятельно в рамках возрастной нормы. Этим малышам не нужна сторонняя помощь, они справляются сами.
Я говорю, о тех детках, которым мы СТАВИМ звук. Прям берем палочку и производим разные манипуляции у него во рту.
После постановки нужна дальнейшая работа с этим звуком. Это как надеть кроссовки, но не завязать шнурки. Идти можно, но неудобно и опасно.
Автоматизацию и дифференциацию мы проводим в различных играх. Игры можно придумать самостоятельно, а можно найти готовые подборки. Но одних игр будет мало. Нужно правильно настроить работу с ребенком. Вот вам 5 советов:
Совет 1. Не выполняйте задание за ребенка. Вы молодец, что умеете правильно произносить звук. Научите этому ребенка.
Совет 2. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то не давайте ему правильный ответ, а задавайте наводящие вопросы. Например:
- Какие слоги мы с тобой учимся говорить? РА и РО. Здесь ты говорил РА, значит здесь какой слог говорим? (ребенок отвечает)
- Мы точно в слове РАБОТА слышим Л? Мы разве говорим ЛАБОТА? (обычно дети начинают смеяться и понимают свою ошибку).
- Как правильно скажем ЛОБОТ или РОБОТ?
- Если мы положим каштан в красный стакан, то получатся ВОЛОТА. Это правильно?
Совет 3. Если ребенок капризничает, не хочет выполнять задание, добавьте щепотку движения. Двигательная активность всегда спасает занятие. Да и не только спасает, но и является полезной для ребенка.
Совет 4. Включайте в занятие визуально-ритмические ряды и задания, в которых закрепление звука будет идти через движение. Это может быстрее закрепить и ввести звук в речь и уйти от «кабинетной речи». Закрепляя звук в движении, мы моделируем для ребенка реальные условия. В жизни дети болтают и в это время делают еще 10 дел: прыгают, машут руками, ходят и т.д. На занятиях наша задача создать похожие условия.
Совет 5.Выполняйте задания без фанатизма. Не превращайте детеныша в попугая. Чтобы очутиться на месте ребенка, представьте, что вы учите китайский, и учитель в десятый раз просит вас произнести слово. Вы останетесь довольны? Уверена, что нет. Вот и малышу такое тоже не понравится. Ребенок попробовал пару раз сказать слог или слово, подбодрили его и пошли дальше выполнять задание.
Эти советы из моей методички «Операция «Закрепление звука» 100 простых и эффективных игр для автоматизации и дифференциации звуков.
Эта методичка содержит немного теории и много игр. Игры простые, не требуют длительной подготовки и дорогих игрушек. Но каждая игра эффективна и закрывает несколько логопедических задач.
Эти игры вы не найдете ни в одной книге, потому что все 100 игр были придуманы мной.
Методичку можно приобрести двумя способами:
Переходите на сай и забирайте методичку
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал