Выйдя из автобуса, Лариса неспешным шагом шла по улице. Она знала что её никто не ждёт, но в душе было спокойно Заглядывала в окна квартир, домов, любовалась красивыми занавесками, цветами в горшочках.
-Будь, что будет. На вокзале переночую. А там посмотрим. Как же хорошо люди живут... Наверное, прекрасно, иметь свою вот такую квартирку, с маленькой уютной кухонькой, с цветами на подоконнике, с занавесками!
Начало истории тут(жми на меня)
Она представила, как накрывает стол белой скатертью, достает фарфоровую чашку и пьет чай, сидя напротив окна. Потом принимает душ и, прямо нагишом ложиться спать, на свежее постельное белье. Даже стало смешно от таких нереальных планов.
О семье она не мечтала, не допускала такой мысли. Мама была права - ни один нормальный мужчина не посмотрит на неё. Да и выносить ребёнка она не сможет, с таким-то тазом. В этих мыслях, она не заметила, как зашла в частный сектор, наткнулась на женщину и уронила сумку.
-Дочка, ты чего спишь в одном ботинке? Что шастаешь тут?
Лариса не знала что сказать. Стыдно было признаваться чужому человеку, что она никому не нужна в этом мире. А просто вот так попросить помощи не решалась.
-Не на тот автобус села. Заблудилась.
Женщина покачала головой, взяла её под руку и повела по улице. Каждому встречному махала рукой и искренне, с сожалением восклицала.
-Вот ведь, бедолага, села не тот автобус!
Лариса виновато опускала глаза и слушала, что молодёжь сейчас совсем невнимательная, бегут куда-то, торопятся, не смотрят по сторонам. Ей было неловко и она не понимала, куда её ведет эта незнакомая женщина - то ли потешается, то ли хочет помочь.
Даже глухой дед, что попался им на дороге, участливо кивал головой, не совсем понимая о чем речь. Около синего домика, почти на краю улицы, женщина кивком показала Ларисе на покосившиеся ворота.
-Проходи, дочка, не на улице же тебя оставлять. По виду, вроде не аферистка. Заходи, только не шуми, моя дочка ещё спит, с ночной пришла утром, устала.
Из комнаты послышался скрип и недовольное бурчание.
-Маам!
-Чего, Софка? Вставай, раз уж проснулась. У нас гости.
-Кого ты там привела в дом опять?
На кухню вышла помятая девица, почесывая спину.
-Софья, садись за стол, сейчас ужин принесу. Поговори пока с гостей, познакомься. Она же заблудилась. Не на тот автобус села!
Она ушла, оставив их одних. Софья недоверчиво смотрела на испуганную Ларису.
- Хочешь в городе зацепиться? А мамка у меня добрая, всех домой тащит .
-Меня выгнали из дому и жить негде. Один день переночую, завтра найду работу, где общежитие дают.
Помолчав еще минуты две, Софья оценивала её и словно решалась что-то сказать.
-В общем, за пятьдесят километров от города, на другом берегу реки будет возводиться город и сейчас туда требуются люди. А сейчас у меня работа адская- ни денег, ни перспектив. Хочу туда рвануть. Ты со мной поедешь.
-А там школа есть? Я учитель по образованию.
-Какая там школа! Только завод да стройка. Дай бог, бараков настроили для рабочих. Там будет новый город! Всё потом для тебя построят, и школу и садик.
-Но я ничего не умею, меня не возьмут.
-Поехали, попробуем, а там видно будет. Ты сейчас не в том положении что бы кочевряжиться.
Всю ночь Лариса не спала, думала, как отказать Софье. Какой смысл ехать непонятно куда, что бы на ней посмеялись? Она уже видела картину, как заходит в отдел кадров, полуслепая и просит принять её на завод, без соответствующего образования. Да они выкинут её тут же, а ей думай потом, как добираться назад.
Ей так хотелось пару дней пожить рядом с мамой Софьи, послушать, как она называет её дочкой, вместе с ней готовить ужин и слушать её истории про соседей.
-Я всю ночь не спала и решила, что лучше сразу останусь с Валентиной Матвеевной, с первой зарплаты оплачу за жилье.
-Ещё одно слово и я скажу ей, что ты висишь на стенде - "их разыскивает милиция". Едем и точка.
Девушки заехали в будущий город и открыли рты от удивления. Кругом пустырь, а посреди поля стоял огромный, промышленный завод. В дали виднелся один девятиэтажный дом и всё, дальше лес. В отделе кадров Лариску забраковали-специальности нет, зрение плохое, слабенькая на вид.
-Тут тебе, деточка не игрушки. И тяжести надо таскать и целый день на ногах. На линию тебя не пустишь, сослепу ещё руку сунешь не туда. Езжай обратно. Тут не каждый мужик справится.
Софья, имея опыт повара, им подошла. Столовские сотрудники -крепкие и бойкие им позарез нужны, кормить толпу рабочих, что живут в общагах без жен и матерей. Лариса осталась на ночь в комнате с Софьей и еще тремя девушками. Утром надо было всем вставать на работу, а Ларисе ехать назад.
Она сидела, скучала, в душе радуясь, что завтра вернётся к Валентине Матвеевне, расскажет как обустроилась Софья, и та на радостях , что у дочери всё хорошо, предложит пожить Ларисе у неё.
-Ой тупая! Ну в кого ты такая, а? Как можно не понимать таких простых вещей!
Лариса вздрогнула и обернулась на хлопок двери напротив. Оттуда выскочила пунцовая работница кадров, та самая, что отправила её домой, а в комнате осталась расстроенная девочка десяти лет, рыдающая над учебниками. Лариса, сама не понимая зачем, встала и зашла к ребёнку.
-Что тебе непонятно, расскажи? Не плачь, я помогу.
Через час, девочка Лена сама, с легкостью, решила задачу, а Лариса была принята на должность оператор ЭВМ, по блату, с условием, что Лена станет отличницей. Что, впрочем и случилось. .
Прошло несколько лет. Лариса и Софья жили в маленькой комнате еще с двумя соседками. Город потихоньку отстраивался и работникам сулили новое жилье. Лариса писала письма матери, сестрам, но ответа не приходило. Иногда думала- не случилось ли чего? Пока не получила телеграмму.
"Приезжай, через месяц у Кати свадьба"
Поехала домой в ближайшие выходные, счастливая и увешанная сумками с подарками. Мама при встрече даже не обняла, сообщила, что завтра сутра надо ехать в район, за дорогим платьем для Катьки. У Ларисы сердце словно замерло- не её ждали, а опять, только денег. Хорошо еще взяла все накопления, что бы соседки не украли. Катька даже толком не поздоровалась.
На следующий день, потратив накопления за год, собрала сумки и с тяжелым сердцем спустилась по ступенькам- её никто не провожал. Она развернулась зашла в дом и спросила у мамы, не надеясь на ответ.
-Ты можешь мне сказать, почему ты меня так не любишь? Просто скажи, мне будет легче жить!
-Езжай уже.
***
-Что у тебя в руках?
-Это билеты нам с тобой. В круиз по Волге.
-Я не могу. Меня укачивает, да и боюсь я воды.
-Иуда ты. Один парень с соседнего цеха мне нравится, он тоже едет. Всего то несколько дней! Он мне подмигивал. Выручай, прошу! Не буду же я там одна, как дура по кораблю слоняться.
-Вечно ты мною помыкаешь! А я не могу отказать.
В круизе было очень красиво - кругом река, люди, музыка, веселье. Но Лариса ничего этого не видела, лежала с полотенцем на голове и не могла проглотить и глотка воды. К концу второго дня немного пришла в себя, под ворчания подруги.
-Этот бессовестный со всеми девушками танцует. А я то, дурища, думала понравилась ему. Эх, только деньги зря потратила. Лучше бы сапоги импортные купила.
-Софочка, пошли на верх немного воздухом подышим. Сил нет.
На палубе шумели подвыпившие люди, кто-то танцевал. Девушки сели за самый крайний столик, где было потише. Выпили лимонад и собрались обратно в каюту.
-Ларис, гляди какой чудик, в очках как ты, сам с собой играет!
В углу сидел одинокий мужчина, тоже в очках и играл в шахматы.
-Ну почему же, чудик?
Лариса с интересом наблюдала пару минут, а потом подошла к нему за столик.
-Можно?
Тот молча кивнул.
-Я конем пойду.
-Ах вот ты как! Получи, шах!
-А вам мат!
Партия за партией, они играли поочерёдно выигрывал друг у друга. Спорили, ругались, смеялись и познакомились только через несколько часов.
-Меня зовут Рома. Вы невероятная девушка! Никогда не думал, что бывают такие умные!
Два дня пролетели, круиз подходил к концу и Роман с Ларисой поняли, что полюбили друг друга. Ну по крайней мере, она не сомневалась в этом.
-Лариса, поехали со мной, я живу с мамой, в большой квартире. Только надо сначала разрешения у неё спросить
-Рома, прости, пока не могу, мне должны дать комнату с работы, а я столько ждала её. У меня никогда не было своего дома! Давай подождем еще хотя бы год?
-Не могу ждать! Я приеду к тебе, поженимся и нам дадут квартиру! Жди меня через неделю, Лариса!
Всю неделю, Лариса не могла собраться, порхала как бабочка. Кажется мечты начали сбываться.
-Софа, он сказал, что влюбился в меня! Сказал что приедет, устроится на завод и мы получим квартиру! Ты поможешь нам с переездом? Нам столько всего нужно будет купить. Я такая счастливая!
Ни через неделю, ни через месяц Роман не приехал. Написал письмо, что мама его не пустила жениться и нашла ему девушку достойную и из интеллигентной семьи.
-Побыла немного счастливой и хватит. И на том спасибо.
Когда ее стало подташнивать поняла, что круиз по Волге не прошел бесследно. Софа чувствовала свою вину, а Лариса утешала её.
-Не плачь, дорогая. Я очень рада. У меня наконец-то будет семья. Пусть такая, но семья. Мне дадут комнату, обустроюсь, ты к нам будешь приходить в гости.
Дали не просто комнату, а целую квартиру, однокомнатную, с отдельной ванной и санузлом, на шестом этаже, как женщине с ребенком. Софа всё сокрушалась, что не обратила внимание на того шахматиста и живет теперь в коммунальной комнате.
Немного поработав на заводе, Лариса набралась смелости и устроилась в школу, как и мечтала всю жизнь. Когда ей исполнилось сорок лет, уже от сестер пришла телеграмма о том что мать при смерти. Зашла в дом и увидела пару пустых бутылок и пьяного брата, Катя по виду тоже прикладывалась к бутылке- опухшая, неопрятная.
Успела застать её живой. Старая, больная женщина лежала почти без движения. Лариса поразилась тому что совсем не испытала жалости к ней. Сухая ладонь попыталась схватить руку дочери, но та неосознанно, резко спрятала обе руки за спину. Пожилая женщина заплакала.
-Не простишь, знаю. Может тебе станет легче, а может нет. Хочешь уже знать про меня?
Лариса промолчала- она больше не хотела слушать и понимать почему столько лет страдала из-за этой женщины.
-Когда мне было двадцать пять, я очень любила одного человека. Но он ушел на фронт и очень быстро на него вернулась похоронка. Меня силой выдали замуж за твоего отца. Через месяц я поняла, что он изверг и злодей- бил меня, не любил. Когда я сбежала к матери, она меня на порог не пустила, сказала, что потом не сможет дочерей других замуж выдать. Каким-то чудом вернулся мой любимый человек, ошиблись там. Он как прознал, что произошло, меня забрал к себе и я узнала, что такое быть счастливой, любимой. Через два дня я узнаю, что беременна. Тобой. Его мать прознала это, доложила твоему отцу. Дрались они сильно, выясняли отношения. В итоге, мой любимый мне дал отворот поворот, отправил к этому извергу. Вот и закончилась моя жизнь с твоим рождением.
Похоронила маму не проронив не слезинки.
Лариса ехала домой и думала. Из-за беременности, её понизили в должности, рожала она очень тяжело и с большим ущербом для женского здоровья. Из-за капризов и слабого иммунитета дочери не могла построить личную жизнь. Но все равно, Лиза стала таким счастьем в её жизни, главным смыслом жизни.
По пути домой простила маму, сердце оттаяло, поплакала немного. Зашла домой, в свою чистую квартирку с персиковыми занавесками, поставила блестящий чайник на плиту, обняла любимую дочь, и в который раз убедилась- она выбрала нужную дорогу. Всё что с ней случилось, всё вело туда, куда нужно.