Продолжаем разговор о подготовке и адаптации детей к школе на материале лекции психолога БДФ «Виктория» Анастасии Убоженко. Один из важных компонентов готовности к школе – желание ребенка ходить в школу и учиться.
Когда ребенок переходит от дошкольного детства к школьному, у него происходит смена мотивации с игровой на учебную учебную, познавательную, когда на первый план выходит желание узнавать и изучать новое.
У дошкольника основной интерес и мотив деятельности – это игра. Именно через нее ребенок познает себя и изучает законы мира, поэтому для развития дошкольнику обязательно нужно позволять много играть.
Игровая мотивация в той или иной мере сохраняется и в начальной школе. Учителя хорошо знакомы с особенностями детей такого возраста, и грамотный учитель будет на первых порах использовать игровую мотивацию для подкрепления учебной.
К игровой может присоединяться социальная мотивация, при которой ребенку хочется быть учеником, нравится эта социальная роль и атрибуты, связанные с этим статусом: портфель, пенал, письменные принадлежности, свое рабочее место. Это тоже можно обыгрывать, чтобы укреплять учебную мотивацию.
Но все же основную роль играет познавательная мотивация и желание учиться. И ее развитию вполне могут помочь родители. Используйте его природную любознательность!
У детей есть всем известный возраст почемучек, когда они задают сто тысяч вопросов обо всем на свете, всем интересуются, хотят до всего дойти сами. Очень важно не отмахиваться от ребенка в этот момент, а отвечать на его вопросы, искать информацию вместе с ним. Вступая в диалог с ребёнком, мы поддерживаем его любознательность, подкрепляем его познавательную активность и стремление получать знания.
Родители и в целом социальное окружение могут повлиять еще и на восприятие школы, которое складывается у ребенка.
Очень часто родители, дедушки и бабушки невольно создают у ребенка образ дошкольного детства как рая, из которого ребенок попадает в ужасную школу, где некогда играть, где ставят оценки, могут заклеймить двоечником. Важно не транслировать ребенку образ, который настраивает его на негативное отношение к школе и ослабит мотивацию в нее ходить.