Найти в Дзене
Любитель балета

Из какого сюжета выросла знакомая нам «Баядерка»?

Будем находить отличия и сходства?

Балет М. Петипа и Л. Минкуса «Баядерка» – классика балетного репертуара. В истории его театральной жизни много интересных моментов, и один из них заключается в том, что сюжет ее основан вроде бы на древнеиндийской драме (пьесе) Калидасы «Шакунтала» – и одновременно нет, так как источником вдохновения балетмейстера послужила не сама драма, а… другой балет, основанный на ней. И что же? Про драму ведают очень узкие специалисты или заинтересовавшиеся, тот балет не прожил и двадцати лет, а «Баядерка» украшает сцены уже почти полтора века и пользуется неизменной любовью зрителей… да? Если вы проследуете за мной, я спою очередную апологию балетному сюжету – уж очень я люблю их… то ли разбирать, то ли препарировать, как бы лучше назвать-то. Начнем историю нашей баядерки.

Сюжет балета «Баядерка» (вспомним) вкратце таков. Баядерка Никия и кшатрия (знатный воин) Солор любят друг друга. Но его заставляют жениться на дочери раджи (Гамзатти). А в баядерку безответно влюблен Великий Брамин, который от ревности рассказывает радже каков его будущий зять. Никия обречена: слишком много у нее врагов – раджа с дочерью, да еще и Брамин. На празднике во дворце раджи баядерку вероломно убивают, дав ей танцевать с корзинкой цветов, в которой спрятана ядовитая змея. Солор безутешен, во сне он видит Никию в царстве теней. На свадьбе его с дочерью раджи случается землетрясение, дворец рушится, погребая всех – это был гнев богов, отомстивших за невинноубиенную храмовую танцовщицу. В апофеозе влюбленные вместе в царстве теней.

Этого балета могло бы не быть, если бы французский танцовщик, с 1847 года живший в России, не ездил бы регулярно на родину, или приехал бы не вовремя.

Мариус Петипа (1818–1910)
Мариус Петипа (1818–1910)

Но вот однажды приехав, он посмотрел в парижской Опере балет своего старшего брата Люсьена Петипа «Сакунтала», поставленный в 1858 году.

Люсьен Петипа (1815–1898) – танцовщик, балетмейстер.
Люсьен Петипа (1815–1898) – танцовщик, балетмейстер.

Он стал источником его вдохновения, и через годы (премьера – 23 января 1877 г.) Мариус поставил балет и похожий, и не похожий одновременно. Сценическое действие балета «Сакунтала» Л. Петипа было таково:

Священная роща подле храма. Во время охоты царь Душманта, никем не замеченный, наблюдает забавы слу­жительниц храма. Одну из девушек, Сакунталу, жалит пчела. Душманта приходит на помощь. Вспыхивает взаим­ная любовь. Злой отшельник Дурвазас застает влюблен­ных в объятиях друг друга: их страсть оскорбила убежи­ще богов — храм и рощу. В наказание Дурвазас произно­сит формулу проклятия, и царь теряет память. Придворные уводят Душманту, не узнающего Сакунталу, а Дур­вазас отнимает у нее царское кольцо и бросает в пруд.

Душманта находится в полном забытье, из которого его не могут вывести даже ласки царицы Гамзатти. Са­кунтала тщетно напоминает царю о первой встрече и его клятве: Душманта все забыл. Гамзатти заставляет Сакун­талу удалиться. Душманта засыпает. Воспользовавшись этим, факир Магдавая снова приводит Сакунталу. Сле­дивший за ней Дурвазас вызывает царицу Гамзатти. Про­исходит бурное столкновение соперниц. Гамзатти велит казнить Сакунталу. Безучастие Душманты к мольбам девушки служит для палачей знаком одобрения: Сакунталу уводят на казнь. Тем временем приходит рыбак; он поймал рыбу, которая проглотила царское кольцо, бро­шенное в пруд Дурвазасом. Рассматривая кольцо, Душманта вспоминает происшедшее и приходит в ужас от того, что отдал возлюбленную в руки палачей. Поздно! Сакунтала уже погибла. Внезапно происходит чудо: об­становка преображается, боги возвращают жизнь Сакунтале и благословляют ее любовь к Душманте. Сакунтала прощает Гамзатти покушение на ее жизнь. Исполняется большой дивертисмент с дуэтом героев в центре.

(Пересказ балетоведа Ю. И. Слонимского).

Два мотива, как я вижу, убрал М. Петипа, перерабатывая этот сюжет. Во-первых, мотив ветрености и измен – его Солор не женат. Его же прототипу, видите ли, на девушек захотелось посмотреть! И тут же выбрал себе одну из них, очаровал ее, подарил кольцо – а вообще-то женат!

Во-вторых, тему религиозного фанатика и мотив святотатства. Петипа перевел это в плоскость попроще и поестественней – у баядерки столько неприятностей от брамина потому, что он сам в нее влюблен и озлобился отказом.

Этим всем (и не только) Петипа возвысил сюжет. «Баядерка» – больше о чистой любви, чем «Сакунтала». «Баядерка» не социальна, а скорее общечеловечна. В «Сакунтале» же за индийским колоритом парижане могли увидеть параллели со своими реалиями: главная героиня словно гризетка (ремесленница легкомысленного поведения и не самых строгих нравов), а Душманта – словно бы ее богатый знатный поклонник, и она любит его, преклоняясь перед богатством и властью. А Никия ближе к индийскому первоисточнику: она любит без условий.

Это балет и о жестокости и несправедливости жизни – исчез внезапно-счастливый конец (главная героиня воскресла!). Жестокость осталась, но Солора Петипа обелил: его прототип вот вообще не разобрался: а за что это его жена велела казнить девушку, пусть и незнакомую (что за правитель такой!). Но оставил мотив пассивного главного героя: и тут и там тот попал в такой переплет, что ничего не может поделать, и сюжет двигают другие. Вмешательство богов осталось – но никакого банального хэппи энда. И наконец, Петипа придумал гениальную картину «Тени»!

Так я вижу «Баядерку», по крайне мере.

Мелодрама? Да. Этот жанр и родился в европейской литературе, и не так уж давно от тех времен, с XVIII века появились такие романы. От парижской «Сакунталы» остался любовный треугольник в основе, и был дополнен четвертой вершиной. Впрочем, эта геометрия меня давно смущает: почему треугольник, почему квадрат? Я бы нарисовала схему взаимоотношений так:

-4

Стрелками я бы обозначала только любовь. И то – любовь ли у Гамзатти или уязвленное самолюбие? И только если бы надо было нарисовать схематично все чувства, тогда от Гамзатти к Никии стоило бы протянуть лучи ревности и ненависти. И от брамина к Солору их, да и чувства к Никии обуревают его двойственные… Нет, все же давайте однозначней. Схемы на то и схемы, что схематичны и что-то упускают, или будут слишком сложны, если мы нарисуем все.

В скобках: рисовать схемы мне впервые пришло в голову, когда мы с комментаторами разбирали «Легенду о любви». Схема получалась похожей.

Такой.
Такой.

И напоследок еще один аспект вопроса. Хотите найти отличия… нет, не между «Баядеркой» и «Сакунталой», а между пересказом «Сакунталы» двумя авторами, которые пользовались разными источниками что ли и/или по-разному их поняли? Балетовед В. М. Красовская пересказывает сюжет куда короче не чурающегося подробностей Ю. И. Слонимского, и у нее он звучит так:

В баядерку Сакунталу влюблялся царь Душмата. Он дарил ей кольцо и приглашал прийти во дворец. Факир Дурвасам, разгневанный святотатством, срывал кольцо с пальца Сакунталы и бросал его в поток. Когда Сакунтала приходила во дворец, Душмата, заколдованный факиром, не узнавал ее, а царская наложница Гамзатти приказывала сжечь баядерку. Появлялся рыбак с кольцом, найденным в рыбе. Память возвращалась к царю, и он вновь надевал кольцо на палец Сакунталы.

(Подобно известному фильму, хочется сказать, что всего-то 7 строчек).

Как хорошо все-таки, что есть пересказ Слонимского! Иначе мы и не узнали бы, что Сакунтала и Душманта познакомились прямо на глазах зрителей и сразу полюбили друг друга. И что во дворец (полный опасностей!) он ее все же не приглашал, не настолько уж он виноват. А она сама туда пришла, т. к. встреча закончилась очень уж неожиданно: любимый перестал узнавать ее, и его увели. И не знали бы мы, чем возмутился злой отшельник (не факир) Дурвазас: он «застает влюбленных в объятиях друг друга – их страсть оскорбила убежище богов – храм и рощу». И впору задуматься и об их древних формах семейно-брачных отношений: так жена или наложница? (и начать искать как там у них было с моногамией либо полигамией). И только в одном месте у Красовской неожиданная подробность: способ казни. Не какой-нибудь простой и быстрый, а долгий и трудоемкий: сжигать на костре. «Поздно! Сакунтала уже погибла». Хотя… если она задохнулась, то будем считать, что ее могли и откачать волею богов.

Можно сделать вывод, что либретто у М. Петипа получилось стройнее и лучше чем у… а да, я забыла сказать, что автор либретто «Сакунталы» это Теофиль Готье, известный в балетной мире своей ролью в создании «Жизели».

Теофиль Готье (1811–1872)
Теофиль Готье (1811–1872)

Никаких чудодейственных сил: что за странные способности – заставить человека временно потерять память! Никакого провиденциализма: боги не разрубают неразрешимый узел банальным чудом, а совершают возмездие. Без зла не существует мир, но оно может быть наказано, хоть и последствия зла непоправимы.

Впрочем, большинство современных версий балета – без наказания. Почему – это уж совсем другая история про пропавший последний акт. Об этом потом как-нибудь.

Спасибо за внимание, на сегодня всё! (но только на сегодня).

Ваша Любитель балета.

Литература: Слонимский Ю. И. Драматургия балетного театра XIX века. М., 1977 (или переизд.); Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л., 1963 (или переизд.).