К этому дню великий князь московский долго готовился. Все-таки предстояло померяться силами не с каким-нибудь удельным княжеством, а с мощным государством. По площади Литва вполне была сопоставима с той частью русских земель, которая находилась под контролем Ивана III. По населению тоже.
На 1500 год в Великом княжестве Московском, которое уже звалось Русью, насчитывалось порядка 5,8 миллионов. А в ВКЛ проживало свыше 4 млн человек, не намного меньше. К тому же за спиной Литвы стояла Польша со всеми своими ресурсами. А за спиной Москвы... никого.
И все же князь Иван решился. Потому что уже двадцать лет положение русских в соседнем государстве становилось все хуже и хуже. Потому что старинные русские княжества там упразднялись, права русских князей постоянно урезались, шло наступление на православие.
По факту к началу войны часть русских княжеств на востоке ВКЛ уже не подчинялась Александру Ягеллончику. Оттуда в Москву летели сигналы - ждем братьев, приходите.
Двери настежь
Итак, жребий был брошен, планы сверстаны, отмашка дана - и в мае сразу с трех направлений в Великое княжество Литовское вторглись русские войска. Сигналы оказались совершенно правдивыми. Наступление развивалось с потрясающей легкостью, города открывали двери, гарнизоны сдавались, а местные князья с радостью принимали присягу на верность московскому государю.
Воевода Яков Кошкин с ходу взял Брянск, Мценск, Дорогобуж и еще череду важных городов. Чернигов, Рыльск, Гомель и еще целый ряд городов без боя перешли в состав России. Собственно они просто заявили, что и так не подчиняются Литве, признавая своим сюзереном Ивана III.
Литва спешно собирала войско, вербуя по максимуму иностранных наемников. Однако времени было мало, поэтому существенной силы наемники не составили.
Разгром Литвы
Летом литовское войско, во главе которого стоял брацлавский староста, князь Константин Острожский, двинулось к Дорогобужу, занятому русскими. В июле 1500 года на реке Ведрошь произошла битва.
Историки расходятся в оценках численности обоих войск. Но согласны в одном - силы были примерно равные. Тем не менее, литовцы потерпели жесточайшее поражение, потеряв лучших ратников. Сам Острожский попал в плен.
После этого наступление русской армии возобновилось с новой силой. В августе были взяты Торопец и крепость Белая. В Путивле князь Богдан Глинский по кличке Мамай пытался оказать сопротивление, но 6 августа город пал, а сам Глинский оказался в плену.
Первый этап спецоперации по возвращению русских земель оказался сверхуспешным. В осенне-зимний период шла планомерная подготовка к новой кампании. Однако в 1501 году ситуация несколько осложнилась из-за вмешательства западных рыцарей.
Вмешательство Запада
Дело в том, что Литва, поняв невозможность сопротивляться Руси в одиночку, все это время вела переговоры с Ливонским орденом. Переговоры оказались действенными, и к лету 1501 года рыцари уже были готовы воевать с русскими. Началось наступление на Изборск, которое, однако, захлебнулось.
Русские на плечах отступающих рыцарей вломились в Ливонию, разбили магистра Вальтера фон Плеттенберга у замка Гельмед, а после этой победы прошли маршем аж до самого Ревеля (нынешний Таллин). Командовал этим корпусом замечательный полководец князь Даниил Патрикеев по прозвищу Щеня.
В итоге вся оставшаяся часть войны для Ивана III свелась к борьбе с Ливонией - основные боевые действия велись на псковском направлении. К сожалению, из-за этого не получилось сосредоточить крупные силы на взятии Смоленска и Орши.
Тем не менее, общие итоги войны, которую Литва в 1503 году предпочла завершить подписанием Благовещенского перемирия, оказались весьма благоприятны для молодой России. Но о том, что именно приобрел Иван Великий в результате своей спецоперации, мы поговорим в следующем материале.
1-я часть: Русская весна Ивана Великого
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Rutube