День учителя — самый народный праздник. Мне кажется, в нашей стране особое отношение к людям этой самой востребованной профессии. Учителей то критикуют, то восторгаются ими. То выражают глубокое уважение, то глубокое разочарование… Но, согласитесь, без них никуда. Кто из нас возьмет на себя ответственность и начнет обучать своих детей самостоятельно? Хотя, не спорю, такие примеры есть. Но все же большинство предпочитает доверить обучение, развитие своих детей именно профессиональным педагогам.
Моя первая учительница
Ее звали Лидия Николаевна Пикус. Очень хорошо я запомнила ее образ. Короткие волосы платинового цвета, всегда красиво причесана, яркий макияж.
Я не была любимицей у Лидии Николаевны. Напротив, у меня не было большого желания ходить в школу, ведь учительница позволяла себе повышать на нас голос, не спрашивала, когда я долго тянула руку. Помню такой случай. Девяностые, время перемен, закрываются предприятия, люди все чаще бастуют. Однажды встречает моя мама на улице Лидию Николаевну. И она спрашивает: «Наталья Анатольевна, а скажите, пожалуйста, почему Даша не ходит в школу? Уже два дня». Мама ей с удивлением отвечает: «Так вы же бастуете?!»
Когда она вернулась домой, со мной был очень серьезный разговор, потому что я соврала, чтобы не ходить в школу. А все очень просто: Лидия Николаевна не спрашивала меня на уроках, а еще ставила мне двойки по ИЗО. Даром рисования я не обладала, поэтому за свои корявые рисунки получала низкие оценки.
Но однажды случилось чудо: мы рисовали слона по басне Крылова. Слон у меня получился очень красивым, я быстро сообразила, что нужно нарисовать два больших круга, которые станут головой и туловищем животного, еще два круга поменьше — для ушей слона — и ноги. Слон получился смешной, с яркой накидкой на спине, а у меня в дневнике нарисовалась первая пятерка по ИЗО. Я была довольна, а Лидия Николаевна, кажется, сменила гнев на милость и стала периодически ставить мне четверки с плюсом.
Позже мама объяснила ей, почему я не хотела ходить в школу, и спрашивать меня стали чаще. Поэтому не учить уроки я не могла. Вскоре я окончила начальную школу. Лидия Николаевна научила меня читать, писать маленькие сочинения, не краснеть у доски и даже рисовать. Такая была система, мы из третьего класса перешли сразу в пятый. На память о начальной школе осталось несколько общих фото и, конечно, первые, такие важные знания.
А еще я помню свой голубой кожаный портфель, именно портфель, а не рюкзак, и форму синего цвета с белым фартуком. Никакого выпускного праздника в третьем классе по окончании начальной школы у нас точно не было. А нам это было и не нужно. Счастье заключалось в том, что после школы родители водили в кафе-мороженое.
Кстати, аромат приготовленного там кофе я помню до сих пор. Как и вкус мороженого в металлической вазочке, политого медом или вареньем.
Когда учитель — больше, чем просто учитель...
...А еще и друг. Такие примеры — далеко не редкость. Чаще всего такая дружба, взаимопонимание случаются, когда педагог становится классным руководителем у детей. Когда начинаются совместные выезды на природу, походы, экскурсии — в общем, все то, что сухо называется активным участием педагога в жизни ребенка. Например, когда нужно подтянуть предмет или подготовиться к защите проекта на конкурс.
Мой муж любит вспомнить своего учителя русского языка и литературы Галину Татару. Она была педагогом школы № 18 в Абакане, а потом стала старостой жилого района Красный Абакан. Мне посчастливилось с ней познакомиться и даже поработать. К сожалению, уже несколько лет ее нет с нами, но в воспоминаниях она осталась очень добрым человеком. Дети помнят совместные туристические походы, вечера у костра с песнями под гитару. Галине Татару ученики очень доверяли, она была у них настоящим авторитетом! Такого учителя ты боишься подвести, тебе будут неприятны его слова укора в случае, если ты неправ, поэтому всегда стараешься как можно лучше выучить его урок, чтобы, не дай бог, не разочаровать.
Еще расскажу об одном случае из моей школьной жизни. В старших классах я вела мероприятия, концерты, участвовала в жизни школы и пользовалась уважением среди учителей. Однажды девчонки решили покурить в туалете, я оказалась рядом, конечно, не случайно. И тут на перемене в дверях, где из-за столба дыма почти ничего не было видно, появляется силуэт. По высокой прическе я сразу поняла, что это наш завуч, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Валентина Ивановна. Каждый день она причесывала волосы, используя большое количество лака, казалось, даже сильный ураган не испортит укладку на ее голове, из-за этого Валентину Ивановну называли «одуванчик». Мы с девочками попытались выбежать из туалета незамеченными, но сделать это оказалось невозможно. Так я тоже стала нарушителем. Этот случай в туалете мне даже припомнили на выпускном, но с улыбкой: «Ну, а что поделаешь, время такое. Если уж Дарья Казак курит в туалете, что говорить о других…»
Валентину Ивановну мы все очень уважали и немного боялись. И нам действительно было очень стыдно за наш поступок. Кстати, после этого «курилки» в туалете прекратились. Да и от родителей мы все хорошо получили. Поэтому я быстро бросила эту вредную привычку.
Учителя детей
Когда речь идет о твоих детях, то все по-другому. Ну разве мы не хотим, чтобы наши дети учились в хороших школах, у лучших педагогов. Как порой настороженно относимся к молодым учителям, которые приходят в школу и берут классное руководство. Особенно это важно для нас, когда ребенок идет в первый класс.
Современная школа отличается от той, в которой учились мы. По крайней мере, наши родители не принимали такого активного участия в жизни образовательного учреждения, как происходит это сейчас. Да и мы совершенно другие родители, нежели наши мамы и папы. И, сказать честно, порой чересчур опекаем наших детей.
Вот я, например, за работу в школе, как было у нас: уборка класса, территории, прополка школьного огорода, цветочных клумб. Оказывается, в современной школе дети не работают. И многие родители с этим согласны. А не дай бог, если учитель прикрикнет на ребенка. Тут же маленький непоседа звонит родителям. И тут все зависит от благоразумия мамы, чтобы она не закатила скандал.
Ну разве наши мамы пробовали еду, которую дают детям в школе? Нет, в школе дают — значит вкусно и проверено! А разве наши папы ссорились в чатах, обсуждая подарки учителю? Конечно, нет. Букет цветов и коробка конфет — идеальный подарок на все случаи, тем более в День учителя.
Да, и учителя наших детей другие. Они больше разговаривают с родителями, спрашивают совета и, в свою очередь, советуют нам. Учителя наших детей современные, идут в ногу со временем и очень хотят нашей поддержки.
Нынешним учителям очень непросто, потому что мы, родители, считаем, что много знаем и что нам виднее.
Современные учителя очень чуткие, добрые и терпеливые. Таковыми они являются в любые времена.
С праздником вас, дорогие учителя! Уверена, что, если человек работает в школе, значит, это его призвание, по-другому нельзя. Ну и, конечно, любовь к детям никто не отменял.
Дарья КАЗАК
Фото из открытых источников