Найти тему
Дошкольный логопед

Несколько слов о игре и современных детях

В спальне подготовительной группы есть чудесный ковер: мягкий, большой, а главное - разноцветный. Не единожды он становился свидетелем веселой кутерьмы: прыг-скок из уголка в уголок. Возиться на ковре любят все дети, не так ли?

«Шалость», - думала я. А оказалось - игра. Подвижная, интересная. Игра, которую от начала и до конца придумали дети.

Для меня момент, попавший на видео, бесценен. Он - о развитии, усложнении детской игры, а еще - о взаимопонимании и поддержке, отношениях в коллективе, умении договариваться без помощи педагога.

Вот ребята собрались в кружок. Переминаются с ноги на ногу. Замысел вроде бы ясен: прыгать, стараясь попасть на желтый или розовый фрагмент ковра. Но... Кто будет командовать? Кто ведущий?

- Скажем все вместе, - предлагает рассудительная Верочка. - И...

- Желтый и розовый!

Договорились. Легко, быстро, сами. Скачут, как зайчата. А потом...

- Все в круг!

Слаженности дошколят позавидует даже военный. Собрались за секунды и меняют надоевшее правило:

- Только на зеленый!

Зеленых фрагментов меньше, они расположены дальше друг от друга. Удивительно, но без подсказки, интуитивно, ребята усложнили игру. И кажется, здесь действует негласный «кодекс чести»: дети стараются не прыгать на занятый фрагмент, не толкают, а поддерживают друг друга. Вот Вера и Лиза оказались на одном пятачке. Случайность! Обменялись взглядами и... обнялись, чтобы не упасть.

Глеб «промазал». Стоит на «запрещенном» цвете. «Иди на кровать!», - подумав, предлагают ребята. Их игра обрастает новыми и новыми правилами.

С кровати Глеб ревниво следит за играющими:

- Заступил!

Это он о Артеме.

- Иди на свою кровать, - добавляет Вера.

И - через секунду - видимо, пожалев бедолаг:

- А давайте, кто проиграл, будут судьями?

Со своей кровати Глеб предлагает разумное:

- Здесь скучно. Пусть, у того, кто заступил, будет штрафной бал.

Сказал - и вместе с Артемом уже прыгает на ковре. Ну что ж, товарищи промолчали, а молчание - знак согласия.

Без ссор и ругани весело прыгают дети, и каждый ведет подсчет собственных ошибок:

- У меня две.

- А у меня три.

- Чур, до пяти играем.

За несколько минут, предоставленные сами себе, они придумали игру. Сначала - с элементарными правилами, а позже - со сложной системой баллов. Слушали друг друга, неоднократно договаривались, не боялись высказывать свое мнение.

Я смотрю на детей, а в голове вертятся ахматовские строки:

«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда».

Когда б вы знали, уважаемые педагоги, где и как прорастают детская инициатива, самостоятельность, творчество... Вне плана и расписания, за пять минут до тихого часа, в спальне, на ковре. И тут главное - не выполоть их.