В мире искусства скрыто немало загадок, но чтобы их разгадать, нужно точно знать, на что обратить внимание. Если не знать, куда смотреть, можно пройти мимо и не заметить множество символов и метафор.
Сегодня наши искусствоведы приоткроют для вас завесу тайны и расскажут о 5-ти самых загадочных картинах мира: об их тайных смыслах и связанных с ними мистическими историями. Одни сразу чувствуют скрывающуюся в них загадку, другие рядом с полотнами испытывают легкую панику.
Готовы погрузиться в мир мистики и разгадать скрытые головоломки в полотнах великих художников? Тогда вперед!
1. «Старый рыбак», Тивадар Чонтвари-Костка, 1902 г.
Чтобы разгадать тайну полотен венгерского художника Чонтвари-Костка, придется вооружиться не только знаниями в области искусства и философии, но и обычным зеркалом. То, что на первый взгляд кажется единым и цельным, на самом деле является двумя совершенно разными образами. Если приставить зеркало к каждой из половинок, то обнаружится удивительная вещь:
У всех людей асимметричные лица, ведь в естественной природе четкой симметрии не существует. Поэтому, на первый взгляд, картина и не вызывает никаких вопросов — все выглядит вполне натуральным. Только зеркальное отображение открывает нам тайну: «Старый рыбак» — это одновременное изображение Бога и Дьявола, живущих в одном человеке.
В отличие от большинства главных работ Чонтвари, хранимых в городе Печ, «Старый рыбак» на данный момент находится в самом большом музее венгерского города Мишкольц — Музее Германа Отто (Otto Herman Museum).
2. «Крик», Эдвард Мунк, 1893 г.
«Крик» — это картина-предвестник грядущего столетия мировых войн и бедствий. Отчаяние и боль отразились в каждой детали: в кричащей фигуре, небе кровавого цвета, удаляющихся, словно бросающих на произвол судьбы, фигурах. Кстати, первое название картины — «Отчаяние».
Интересный факт. Одноименный всемирно известный американский фильм ужасов 1996 года является отсылкой к картине «Крик» Эдварда Мунка.
С самого своего создания полотно вызывало у зрителей неприятное головокружение, беспричинную тревогу и страх. Известно, что и у самого Мунка после создания «Крика» все пошло под откос: появились проблемы с психическим здоровьем, в том числе приступы необъяснимой паники и беспричинной подозрительности. А знаете, как художник боролся со своим страхом выходить из дома? Эдварду приходилось выпить, чтобы просто открыть дверь и переступить через порог. Прежде спокойный, под влиянием алкогольных напитков он становился агрессивным и часто затевал драки.
Сложно сказать, действительно ли создание полотна так повлияло на Эдварда Мунка, или это простое совпадение. Однако одно из величайших его творений до сих пор производит на окружающих гнетущее впечатление.
На данный момент оригинал картины Мунка «Крик» находится в Национальной галерее Осло.
3. «Русалки», Иван Крамской, 1871 г.
Картина написана по мотивам Гоголя «Майская ночь, или утопленница». Здесь изображена сцена, когда главный герой встречает утопившихся девушек. Их души в виде прекрасных русалок выходят из воды, чтобы рассказать о бедах и горестях своей судьбы.
Но суть и истинная красота картины не в сцене на берегу, а в заливающем все вокруг лунном свете, будто преображающем окружающий мир. Крамской старался передать всю красоту света луны: каким все становится таинственным и мистическим под его влиянием. Насколько он был удовлетворен своей работой — неизвестно, но позже появились не менее мистические картины «Сомнамбула» и «Лунная ночь». Однако в них менее ощутим таинственный и проникновенный эффект картины «Русалки».
Сразу после написания полотно заслужило дурную славу. Как только его повесили в Третьяковской галерее, начали происходить странные, иногда жутковатые вещи. Рядом с «Русалками» Крамского висело полотно «Грачи прилетели» Саврасова. Почти сразу после появления «Русалок» на стене, картина с грачами упала. После ее возвращения на стену — история повторилась. Следует отметить, что подобное крайне редко случается в картинной галерее, ведь к размещению подлинных шедевров подходят весьма предусмотрительно и аккуратно, чтобы исключить повреждения.
Посетители также стали отмечать, что рядом с мистическим полотном им становится плохо, жутко, чувствуется сквозняк и холод. Некоторые из посетителей даже падали в обморок, а сотрудницы галереи рассказывали, что по ночам слышали женское заунывное хоровое пение.
Все продолжалось, пока ключница галереи, считавшаяся сведущей в мистических вопросах, не посоветовала Третьякову перевесить картину в самый дальний и темный угол. После этого все странности прекратились. Возможно, все дело было лишь в освещении и впечатлительности отдельных зрителей. А может служители музея оказались правы, и в привычной для себя темноте успокоились изображенные на полотне русалки.
Картина Крамского «Русалки» и по сей день висит в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Поэтому каждый может проверить влияние полотна на себе.
4. «Влюбленные», Рене Магритт, 1928 г.
О своих работах Рене Магритт говорил следующее: «Не ищите правильного ответа — его нет». Часто свои картины художник сопровождал запутанными и интригующими комментариями, которые не столько объясняли скрытый в полотнах смысл, сколько запутывали зрителя еще больше.
Картина с первого взгляда вызывает недоумение: герои на полотне лишены собственной индивидуальности и изолированы друг от друга. Почему они скрывают свои лица? Почему не могут воссоединиться? При этом изображены именно влюбленные, а не посторонние друг другу люди. Только посмотрите, сколько нежности в этом поцелуе!
Кстати, такая картина у Магритта не одна. Есть и другая:
Сам Магритт объяснял смысл этих картин следующим образом: человек никогда не сможет быть до конца открыт и откровенен с другим. Как бы сильно его не любил, все равно остается некая недосказанность и отчужденность.
Некоторые искусствоведы и биографы предполагают, что этот таинственный образ возник из детских страхов и комплексов художника. Однажды дети проснулись, но мамы дома не было. Отправившись на ее поиски, они нашли на берегу реки тело женщины. Виднелись кровоподтеки, а ее голова была закутана в белую шаль. Это была их мать. Считается, что она покончила жизнь самоубийством.
До сих пор неизвестно: женщина сама повязала так шаль, чтобы не испугаться в последний момент, или таким образом вода обвила шаль вокруг головы после ее падения. Но этот образ смерти из детства преследовал Рене всю жизнь.
5. «Сад земных наслаждений», Иероним Босх, 1500–1510 гг.
Триптихи Босха представляют собой три последовательно соединенные картины, на которых действия разворачиваются постепенно. Обычно так художник изображал рай, ад и страшный суд. При этом крайние картины выполнялись в виде открывающихся и закрывающихся створок. В виду церковной тематики триптихи художника стояли в церкви на алтаре.
Возможно, «Сад земных наслаждений» — самый знаменитый и загадочный триптих классического искусства. Левая створка изображает последние 3 дня сотворения мира, центральная часть (самая большая) — грех сладострастия, а правая створка называется «Музыкальный Ад» из-за изображенных на ней музыкальных инструментов, служащих орудиями пыток.
Даже название картины — само по себе загадка. Название «Сад земных наслаждений» дано хранителем каталога, чтобы не путать полотно с другими. Как именно назвал свой шедевр сам автор — неизвестно.
Триптих Босха — это своеобразный комикс XVI века, в котором с первого взгляда не поймешь, что именно вызывает недоумение и вопросы. Столько всего таинственного и противоречивого! Разберем одну крайнюю створку — левую, на которой по канонам триптиха изображен рай:
Но присмотритесь внимательнее к деталям. Казалось бы — это же рай, почему тогда так много сцен насилия и жестокости? Животные дерутся, у Христа обеспокоенное и печальное выражение лица, Ева смиренно опустила голову, а Адам с надеждой смотрит на Спасителя.
Объясняется это просто: на полотне изображен Рай Земной, куда Бог изгнал Дьявола и других провинившихся ангелов. Грех был в этом саду еще до Адама и Евы. А скорбное лицо Христа указывает на его знание о надвигающимся грехопадении первых людей.
Сейчас оригинал картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» находится в Национальном музее Прадо (г. Мадрид).
И скажем по секрету: чтобы посмотреть подлинный шедевр автора не нужно покупать билеты на самолет до Испании. Разгадайте все тайны, скрывающиеся на других двух створках триптиха, на выставке «Загадки мистической эпохи» в Москве. Удивительные работы Иеронима Босха в технике жикле ждут вас! Узнать о выставке больше и приобрести билет можно здесь.
Адрес: г. Москва, ул. Большая Якиманка, 26
ТОЦ «Якиманка 26», 1 этаж
Режим работы до 1 ноября:
с 12:00 до 21:00 - по будням
с 11:00 до 20:00 - по выходным
Тел.: 8 (916) 264-86-11
Купить билеты на выставку: https://bosch-bruegel.ru