Наверно самыми популярными мотоциклами советского союза были импортные Явы. Они были на тот момент чуть ли не единственными импортными и представляли высокую ценность, а также безусловно были мечтой каждого подростка лет 16-19. Нам известны многие модели, многие из которых стали любимыми и легендарными для многих. Сегодня предлагаю посмотреть на историю Чехославцкого бренда и пройтись по экспорту в нашу страну.
Начнём.
Бренд ЯВА был основан предпринемателем Франтишеком Яничеком ещё в далёком 1929 году.
Тогда он выкупил лицензию у немецкой фирмы wanderer на производство 500 кубовой копии и наладил её производство на своём заводе.
О названии бренда долго думать не пришлось, он просто взял первые две буквы своей фамилии и две буквы от Wanderer и получилась JAWA. Первый мотоцикл не особо удивил. Он был тяжёлым, дорогим и далеко не иновациооным, поэтому практически никто не желал его приобрести.
Поняв ситуацию, Янечек пригласил конструктора из Англии вместе с которым начал разрабатывать новый мотоцикл.
И не прогадал, выпустив в 1932 году свой понастоящему первый мотоцикл JAWA 175 Villers, который вдохновил многих и очень быстро стал культовым.
Далее инженеры стали вести разработку более мощных 250-350 кубовых байков. К концу 30х, в Чехословакии, появился новый бренд CZ, основанный на старом оружейном заводе. Во время войны, на заводах Ява и Чезет, проходил ремонт немецкой мототехники. На законадательном уровне, во время военных времён, а в частности окупации разработка собственных мотоциклов была запрещена. Но Чехских конструкторов это не остановило и они в тайне смогли изготовить прототип с 250 кубовом двигателем ЯВА ПЕРАК. Он произвёл фурор на многих из-за своего брутального внешнего вида и достойной начинки.
К концу войны он был доделан оканчателено и попав в европу, наделал много шума. Кстати, если кто не знал- то перак переводится как игрушка, а в советском союзе его шуточно прозвали чекушкой, за объём двигателя в четверть литра.
В 1953 году перак обновили и тогда появилось новое название Кивачка.
Что касается экспорта в СССР, то как известно он был налажен в 1962, но есть версия, что мотоциклы проникали в страну ещё в 1946.
В 1962 году в страну поставили мотоциклы ява с индексом 559 и 354,06 последний вскоре сменили на 360.
Ранее упомянутая JAWA 360 стала любимицей советского народа, она ещё получила название старушка и считается самым красивым мотоциклом своей эпохи. Почему старушка? Ответ простой. С приходом новой модели с индексом 634 прошлая модель считалась уже устаревшей- поэтому и старушка. Кстати, именно новая 634 стала последней моделью в фирменой вишнёвой окраски.
Также хочется отнестись на несколько лет назад и ещё вспомнить про мопеды. Начали выпускать их в начале 50х и они являлись даже конкурентом советским карпатам, хотя были выше их на голову.
Хочется упомянуть, что у нас в стране, особенно в 70е, на всю мототехнику произведённую в Чехословакии был великий спрос и даже приходилось выжидать своей очереди несколько месяцев.
Самая легендарная модель.
В 1984 году марка собрала все ньюансы и представила новую модель JAWA 360-638. Она как принято считать является самой легендарной моделью за всю историю бренда.
В союзе на тот момент имелся конкурент ИЖ ЮПИТЕР-5, но как принято считать чехский вариант был на голову технологичнее советского. Новый байк мог похвастаться динамикой так-как мог развивать скорость вплоть до 130 км/ч.
После чего бренд стал переживать очень не простые времена, дело чуть не дошло до распада , но всё нормализовалось и после перерождения выпуск мототехники продолжается и по сей день. Про выпуск новых мотоциклов ЯВА, я как-то выпускал статью, советую посмотреть её у меня на канале.
Но, а на этой весёлой ноте я пожалуй закончу, делитесь своим мнением в комментариях, пока.
#мототехника #jawa #jawa perak #jawa 360 638 #история #ссср #чехословакия