Приготовила как-то жена торт по новому рецепту. Испекла шоколадно-кокосовый бисквит. Долго возилась с ганашом и хрустящим миндальным слоем. Не забыла добавить прослойку из ананасового компоте. А муж кусочек откусил и поморщился: слишком сладко. Лучше бы, говорит, обычную шарлотку приготовила, я бы еще и на работу взял, коллег угостил. Жена обиделась: столько трудов и понапрасну. Плюнула, пошла уроки у сына проверять.
А он сочинение писал по картине Айвазовского «Тонущий корабль». Мысль художника передал верно, о впечатлениях своих рассказал, даже палитру правильно разобрал. Мать сочинение взяла и нахмурилась: ошибок куча, и почерк — курица лапой. Сына пристыдила, сказала, чтобы он вместо комиксов словарь орфографический полистал.
Мальчик расстроился и пошел во двор гулять. А там его друзья в футбол играют. Взяли его в свою команду. На воротах одноклассник Петька стоял и все голы ловко отбивал. Но под конец «периода» из-за неправильной тактики пропустил пару мячей. Набросились ребята на Петьку и «мазилой» обозвали.
Эту историю можно рассказывать долго. Так уж устроен наш мозг: критику ему выдавать легче, чем комплименты и похвалу. Это связано с языком и человеческой мозговой активностью. Если бы каждый научился больше замечать положительное в окружающих, всем жилось куда комфортнее.
Кого-то указание недостатков раззадорит и станет стимулом к росту. А кто-то наоборот спрячется в свою скорлупу и ничего не станет делать. Расцвести и продолжать совершенствоваться, ему поможет только похвала. Ритмологически есть два способа работы с людьми: работа по комплементарности и по дополнительности.
Комплементарная работа подразумевает, что человека необходимо хвалить. Причем, делать это нужно правильно: не стоит петь дифирамбы просто так. Надо постараться найти в его поступке или делах какое-то положительное качество. Например, муж мог бы сказать жене, что она молодец — состряпала сложный, многосоставный торт, в нем столько вкусов, и выглядит он красиво. А уже потом признался бы, что любит выпечку менее сладкую. Или мать: сначала бы оценила слог сына в сочинении, его умение грамотно излагать свои мысли, и между делом указала на то, что если бы он еще и над орфографией поработал, то этому сочинению цены не было.
В работе по дополнительности можно указать на недостатки и предложить помощь в их исправлении. Допустим, мальчики могли признать, что Петя дважды пропустил мяч, но это случилось потому, что он упускает из вида левый фланг. Чтобы это исправить, можно вместе потренироваться, помогая вратарю выработать определенный навык.
Моментально определить, с каким человеком можно работать по комплементарности, а с каким — по дополнительности, возможно при получении вами или другим человеком ключевых координат. В сокровенном имени последовательность букв дает представление о типе людей. О том, что такое ключевые координаты, мы писали в этом посте
Вы к какому типу людей относитесь: кого надо сначала хвалить или ругать? А сами как часто замечаете в человеке хорошее?
#секретыуспеха #похвала #критика #развитиеличности #общениеслюдьми #мотивацияиуспех #мотивация #ритмология