В Анталье важность и удобство трамвая осознали совсем недавно. Трамвайным системам города чуть больше 20 лет. Трамвайных систем здесь сразу две – они встречаются в центре города, но рельсы не пересекаются.
Первым в Анталье появился маршрут «ностальгического» трамвая – они это называют так. У нас бы сказали «ретро». Такой трамвай идет по центру города, соединяя главные городские достопримечательности. Эту линию построили в 1999 году и запустили по ней немецкие трамваи из Нюрнберга постройки конца 1950-х годов. Линия – одноколейная, но на ней есть несколько разъездов.
Трамваи уходят с конечных остановок в 00 и 30 минут каждого часа. Это очень удобно, потому что легко можно прикинуть, в какое время и на какой остановке будет трамвай. Хотя интервал, если честно, хотелось бы поменьше.
Удобно и то, что трамваи идут по «выделенке». Везде. Несмотря на то, что это центр города и рельсы в конце 1990-х годов вписывали в существующую городскую среду. Например, пути проложены мимо ворот Адриана, которые датируют 130 годом.
В качестве подвижного состава здесь используют три трамвайных состава производства заводов MAN и Duwag. До того, как переехать в Анталью, они работали на маршрутах в немецком городе Нюрнберг.
Кроме «ностальгического» трамвая, есть еще две современных линии трамвая. Их строили поэтапно – первый участок открыли в 2009 году, а в нынешнюю законченную систему они сложились только к 2021 году. На них работают пятисекционные трамваи производства испанской компании CAF и южнокорейской компании Hyundai. Вроде, в этом году на линию поступили еще и современные турецкие трамваи, но я их не видел.
Нумерация маршрутов не отражает хронологию строительства, но, кажется, отражает значимость линий, и выглядит на сегодняшний день весьма логичной.
Маршрут Т1 соединяет аэропорт с центром города. На востоке города он делится на две части – Т1А как раз заходит в аэропорт, а T1B идет к зданиям, построенным к всемирной выставке EXPO-2016. Учитывая, что на трамвае можно доехать из аэропорта до центра города, а также до автовокзала – он действительно первый и главный.
Маршрут T2 – тот самый ностальгический трамвай.
Наконец, трамвай Т3 идет из центра города в район новостроек.
Все трамвайные линии имеют общие для пересадок остановки. Но ни одна из линий не имеет рельсовой связи ни с какой другой.
Для оплаты проезда используются карты – или банковские, или городская проездная карта (аналог московской «Тройки» или петербургского «Подорожника»), или приложение на смартфоне (если он с NFC). Заплатить наличкой не получится.
В современных трамваях оплатить проезд можно только при проходе на остановку через турникет, а в «ностальгическом» валидатор установлен у передней двери каждого из вагонов.
В следующих публикациях я расскажу подробнее о каждой из трамвайных систем по отдельности, покажу фото и видео.
Пока лишь отмечу, что трамваи в Анталье пользуются большой популярностью. Они никогда не пустуют. А в объявлениях об аренде жилья близость к трамвайным путям прописывается как дополнительное преимущество.
Пример Антальи показывает, что построить трамвай никогда не поздно. Что если его сделать хорошо, то он отлично впишется в городскую среду. Так что российским городам есть чему поучиться (и позавидовать).