Найти тему
Пи Эр Квадрат

Физтех-2022 по математике. Очный этап. Задача 2

Всех приветствую! Сегодня мы продолжим разбирать очный этап олимпиады "Физтех" 2022 года. В качестве задачи на 4 балла детям было предложено следующее неравенство:

Давайте разбираться! В самом начале стоит записать область допустимых значений логарифмов:

-2

Аргументы каждого из логарифмов при таких условиях положительны, поэтому дополнительно никаких условий не возникнет. Перезапишем:

-3

Запишем область допустимых значений для корня:

-4

Неравенство такого вида эквивалентно рациональному неравенству:

-5

Воспользуемся формулой:

-6

Видим разность квадратов во второй скобке:

-7

Последняя скобка всегда положительна! Избавимся от нее:

-8

И еще одна разность квадратов:

-9

Воспользуемся методом интервалов для решения неравенства:

-10

Итак, корень дает следующие ограничения:

-11

Еще раз глянем на исходное неравенство:

-12

Правая часть больше (или равна) корня. А это значит, что она тоже не может быть отрицательной! Запишем:

-13

И опять рационализируем:

-14

Снова разность квадратов:

-15

Приведем каждую скобку к общему знаменателю. Получим:

-16

Метод интервалов (в нуле знак не меняется, к тому же я забыл его поставить на числовую прямую):

-17

Итак, последнее условие дает такие ограничения:

-18

Если объединить все условия, то получится так:

-19

Не сложно заметить, что единица это корень:

Логарифм от единицы — всегда ноль
Логарифм от единицы — всегда ноль

Ну что же — теперь к неравенству:

-21

Заметим, что в левой и правой части можно вынести показатели степени из аргумента:

-22

Возведем в квадрат (на области, которую мы нашли выше это можно сделать — правая часть неотрицательна):

-23

Четверки уходят:

-24

Воспользуемся формулой перехода к новому основанию:

-25

В каждом знаменателе есть логарифм с произведением в аргументе — используем формулу:

-26

Тут очевидно — замена:

-27
-28

Решаем дробно-рациональное неравенство. Все влево:

-29

Приводим к общему знаменателю:

-30

В числителе можно вынести t за скобки:

-31

Приведем подобные:

-32

Отмечаем корни числителя и знаменателя на числовой прямой, расставляем знаки:

Конечно же ось t!
Конечно же ось t!

Нам нужен минус. Запишем ответ для t:

-34

И для x:

-35

С учетом ограничения, окончательный ответ:

-36

Вот такая задача! Не сложная по сути, но требующая внимательности и аккуратности — уверен, ошиблось в ней не мало абитуриентов. Но хорошо подготовленные решили ее с легкостью. Спасибо за внимание и удачи! Также советую посмотреть предыдущую:

И следующие задачи данной олимпиады:

Если вам понравилась задача, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Математики будет много!