В наше время давно забыто, что исследованием и освоением Русского Севера, Урала, Сибири мы обязаны бесстрашными русскими первопроходцам, благодаря использованию в том числе так называемого «Пинежского волока» - старинного водного пути из из Северной Двины в Мезенский залив по реке Кулой, упоминаемого даже в уставе Святослава Ольговича в списке новгородских владений 1137 год.
Вот, что было написано в списках московских владений на Двине в 1476 году: «…да на Пинезе волок… — земли князя великого».
Настоятельная необходимость в судоходной канале между реками Пинегой и Кулоем возникла,потребность, когда Архангельскому адмиралтейству понадобилось много корабельного леса для соломбальской верфи.
Сохранилось послание Генерал-майор Паренсов в Архангельскую палату государственных имуществ 10 апреля 1841 года, в котором тот просил: Видя затруднительность и дороговизну доставки леса, и имея сведения о довольно большом запасе растущей лиственницы, годной в дело кораблестроения, по берегам реки Кулой со впадающими в нее [реками], я считаю своей обязанностью обратиться с просьбою… почтить меня уведомлением: находит ли она [Палата] нужным таковое соединение рек Кулоя и Пинеги для развития промышленности населяющих сей край крестьян…"
…в январе 1844 года Архангельская палата государственных имуществ запросила мнение Пинежского окружного правления госимуществ относительно пользы от соединения Пинеги с Кулоем. Из Пинеги пришел следующий ответ:
К сожалению, в 1862 году адмиралтейская верфь в Соломбале была закрыта, и необходимости судоходного канала вспомнили уже в Советское время поскольку за Архангельский лес на западе платили валютой и надо было много леса.
Добавьте описание
Добавьте описание
Канал Кулой — Мезень был построен в 1930 году, ширина его по дну составляла13 метров. а глубина целых 8 метров.
Шлюз был естественно деревянным, однокамерный, с двумя парами деревянных ворот для пропуска судов и плотов. длиной шлюзовой камеры 165 метров и шириной 13 метров
Сохранились сведения о работе шлюза:
- навигация 1945 — число пропущенных судов — 532;
- навигация 1950 — 969 судов;
- навигация 1965 — 1312 судов;
- навигация 1970 — 1841 судно;
- навигация 1975 — 588 судов;
- навигация 1985 — 332 судна.
Добавьте описание
К началу девяностых годов новые власти отказались вообще от перевозки леса и других грузов каналом, а потому финансирование эксплуатации канала было заброшено и к 2008 году ворота шлюза были демонтированы
По Кулойскому каналу за 80 лет перевезено около 40−50 млн тонн грузов и конечно же для туристов и для пассажирских перевозок необходимо было бы восстановить канал и шлюз.!
Восстановление канала позволит не только вновь запустить грузовое и пассажирское,но и и туристическое судоходства на канале, позволив проложить "речные круизы" от Архангельска чрез Пинегу в Кулой и дальше по реке Мезень.
Ну.а сегодня пройти этот некогда судоходный канал на лодке возможно только по большой воде, ну.а в межень здесь ручей, который сразу даже трудно отыскать.
Добавьте описание
Но ради того, чтобы увидеть умопомрачительные красоты здешних мест, поморские деревни. старинные городки. которые кажется не тронуло время, вдохнуть лесные ароматы. увидеть удивительные старинные архитектурные памятники церквей, поклонных крестов и деревянных мельниц, да чтобы полакомиться здешней вкуснейшей рыбой, блюдами, изготовленными местными мастерицами. отведать варенья. грибов и ягод стоит и восстанавливать этот канал и поехать сюда за тридевять земель.
Прошу поддержать начинающий канал вашим лайками.