Найти в Дзене

Что такое ПОНЁВА и при чём тут этнография?

Можно сколько угодно говорить о бесправном положении женщин в старые времена, но факт остаётся фактом - они были более цельные, сильные и самодостаточные.... Когда-то давно каждый этап жизни был огранен, отгорожен Переходами, и если говорить о женской жизни, то обряд "одевания понёвы" - это самый главный рубеж, мощнее и ярче которого лишь вынашивание и рождение первенца (та ещё инициация). Понёва - это верхняя юбка, чаще всего яркая, узорчатая, обращающая на себя внимание (в некоторых местностях - пояс или кусок ткани, который носили поверх основной одежды). Смысл её ношения состоял в том, чтобы каждому стало ясно - девушка совершила переход, она способна вступить в брак, родить, способна вынести все тяготы быта, всю ответственность, возложенную жизнью на хрупкие плечи. В чем состоял обряд? Девочка 15-16 лет (возраст мог меняться) становилась на лавку, и бродила по ней туда-сюда, в это время мать, держа в руках юбку, говорила заготовленные слова: "дитятко, малое, девочка, милая, впрыг
Оглавление
Как выглядела понёва у великоросских крестьянок
Как выглядела понёва у великоросских крестьянок

Можно сколько угодно говорить о бесправном положении женщин в старые времена, но факт остаётся фактом - они были более цельные, сильные и самодостаточные....

Когда-то давно каждый этап жизни был огранен, отгорожен Переходами, и если говорить о женской жизни, то обряд "одевания понёвы" - это самый главный рубеж, мощнее и ярче которого лишь вынашивание и рождение первенца (та ещё инициация). Понёва - это верхняя юбка, чаще всего яркая, узорчатая, обращающая на себя внимание (в некоторых местностях - пояс или кусок ткани, который носили поверх основной одежды).

Смысл её ношения состоял в том, чтобы каждому стало ясно - девушка совершила переход, она способна вступить в брак, родить, способна вынести все тяготы быта, всю ответственность, возложенную жизнью на хрупкие плечи. В чем состоял обряд? Девочка 15-16 лет (возраст мог меняться) становилась на лавку, и бродила по ней туда-сюда, в это время мать, держа в руках юбку, говорила заготовленные слова: "дитятко, малое, девочка, милая, впрыгни, сойди и т.д.". Мама звала девочку во взрослую жизнь, рассказывала о том, что впереди ждёт замужество, материнство, как приятно и хорошо быть хозяйкой дома и полноправной участницей общины. Девочка на это отвечала "захочу - прыгну, а пока не набегалась я, не наигралась, хороводы с подружками не наводилась". Ей хочется ещё побыть маленькой, хочется отодвинуть от себя долю, которая, хоть и расписывается матерью, как "женское счастье", приносит много ответственности, боли и тяжести.

Но сколько не отнекивайся, сколько не ходи по лавке вперед-назад, прыгать в понёву все равно придётся. Не на этот раз, так на следующий. Некоторые девушки без раздумий делали это и радовались новому статусу, некоторые плакали и рыдали, не желая отпускать беззаботные времена. Но переход совершался, мать настаивала, и вокруг тоненькой талии обвивалось алое полотно. В этот момент необходимо было оставить рыдания, оставить радость, оставить страх и громко сказать: "Я вам больше не дитятко, я вам больше не малое, я - Анна Александровна, дочь Нины, внучка Алевтины и Наталии" (список женщин рода можно было продолжать). Этот переход был равен взятию ответственности за собственную жизнь, за все, что в ней произойдет в будущем, отказ от позиции "ребенка", отказ от позиции "оно как-то само случилось".

Можно сколько угодно говорить о бесправном положении женщин в старые времена, но факт остаётся фактом - они были более цельные, сильные и самодостаточные. Они не болтались, как сами знаете что в проруби, они знали зачем пришли и куда идут. А мы? Будто бегаем всё по той лавке и твердим что хором что по отдельности: "не нагулялась, хороводы не наводилась". И чем дольше живем, тем меньше хочется прыгать в эту злосчастную понёву. И сколько нас таких - взрослых снаружи, но маленьких и наивных внутри, не понимающих, откуда же столько тревоги, столько желания скинуть ответственность или, наоборот, всю всю её себе заграбастать (прям как мешок конфет "моё-моё").

И вот как раз тут самое время тихонько оглянуться на свою жизнь и сказать: "я (имя отчество) дочь (мамино имя) внучка (все все известные нам предки по женской линии)". И удивиться, сколько же сил, сколько мудрости и опор таится в родовом нашем древе.

Моя прабабушка умерла, когда мне было 4,5, всё, что о ней запомнила – пряжа или вязание в морщинистых красивых руках и темный прямоспиный силуэт у запотевшего окна кухни. Эта женщина, которая жила непростую жизнь, дала жизнь, такую же непростую и прекрасную по своей глубине, двоим дочерям - Наталье и Любови. И Наталья привела сюда одного за одним четырех детей, - маму мою Нину – последней, во время осеннего сбора урожая, по пути с поля. Повторные роды частенько такими бывают – стремительными, застигающими врасплох. Когда появилась я, первенец, долгожданная мамина-папина, в больничные окна светило солнце. Был морозный, зимний день. А вместе с новенькой пухлощекой и розовобокой маленькой женщиной рода, на свет появилась хитросплетённая поразительная судьба. Обязательно несущая отпечаток всех предыдущих судеб.

Моя пра-пра бабушка Лукерья с мужем Иваном
Моя пра-пра бабушка Лукерья с мужем Иваном

Почувствовала, поняла, воотчую увидела, как это работает, когда пыталась пережить самые пиковые собственные схватки. Ты умираешь, исчезаешь, кричишь «мамочки» или чего похлеще. А потом, когда грань миров окончательно стирается, приходят они…мама гладит горящий лоб, бабушка кладет руку на живот, та самая «пра» тёмным силуэтом возникает где-то за спиной и начинает вязать, тихонько постукивая спицами. Силуэтов больше и больше, один прозрачнее другого. Хоровод женщин, огромный хоровод женщин двух родов, слившихся во мне. И они говорят: «возьми сахарок, положи за щеку, он поможет и силы сберечь и ребеночка выманит побыстрее». И они говорят: «хорошо рожает, славно, наша девка». И они говорят: «и ещё одна придет сейчас, златокудрая будет, дерзкая, не в нааашу, не в нааашу породу, папкина небось, немного осталось уже».

...Мы пойдем дальше и дальше, не оборачиваясь, мы будем думать, откуда эта тоска или боль или недюжинная сила пережить не переживаемое, или нежность, внезапно пронзившая сердце, когда сумерки опустились на задворки деревенского домика, в котором мы и оказались то случайно. Будем слышать, как вдалеке кто-то хором поет печальную песню и тряхнем головой, удивляясь странному ощущению. Будем видеть огоньки хороводов где-то в темнеющей дали речной поймы и сморгнем это, отгоним. Что за ерунда такая? Мы пойдем дальше, ведя за руку собственных детей, не задумываясь, что кто-то так же вёл нас, а может быть...продолжает вести.

"Я Анна, мать Софии, дочь Нины, внучка Алевтины, Натальи, Евдокии, Анны, Лукерьи, Анфисы, Ненилы, Агафьи" (и боже, какие же у них были имена, какие же у них были судьбы!).

Согласны? Действительно ли в родовом древе много опор и важного для нас? Пытались узнавать о жизни своих пра?

Похожие размышления можно почитать в статьях:

Как мне ребенка в родах "на сахарок выманивали". Живучие предания о беременности в отдельно взятой семье.

Про бабушек и мам с их вечными "возьми баночку варенья"!

Как я маму с собой на роды взяла, а за ней бабушка с прабабушкой пришли.

Если статья Вам понравилась, не забудьте поблагодарить автора лайком и подписаться на канал.