Найти в Дзене

Как мне ребенка в родах "на сахарок выманивали". Живучие предания о беременности в отдельно взятой семье.

Фото взято из открытых интернет-источников
Фото взято из открытых интернет-источников

Предыдущая публикация, незаслуженно обойденная вниманием читателей, раскрывает вопрос деторождения в традиционной русской семье 19-начала 20 века. А если быть точнее - повествует о поверьях и преданиях, связанных с этим важным периодом в жизни женщины. Русская деревня заботливо хранила эти предания и продолжает хранить до сих пор. Почему я так говорю? Потому что даже мне, городской жительнице, свободной от суеверий и предрассудков, вынашивающей дочь в век УЗИ, компьютерных технологий и всяких там Комаровских-Федиатров пришлось хлебнуть немалую долю ограничивающих убеждений, глубоко укоренившихся в головах мамы и бабушек. Большинство из них вызывали откровенный хохот и лавину скепсиса, некоторые пугали (но я не поддавалась), некоторые будто-бы и правда помогли практически. Итак, поговорим о древности, спрятавшейся за повседневностью. Но, перед этим, настоятельно рекомендую всё-таки сходить почитать предыдущую статью.

Как только я увидела на тесте две полоски, тут же позвонила маме. За смесью восторга и растерянности, теплой волной смывавшей меня с лица земли, не сразу разглядела посыл. НИКОМУ НЕ РАССКАЗЫВАТЬ. КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ. Я начала возражать, лепетала что-то в стиле "радостью нужно делиться", уверяла, что конечно мы подождем узи и подождем, пока все не подтвердиться, но зачем скрывать такое "до последнего"? Прятать уже видимый в определенной одежде живот, не посещать мероприятия, где много народа, ни в коем случае не давать посторонним касаться этого самого живота и, боже упаси, не подчеркивать его специально. Весь этот список (где было гораздо больше пунктов) мама выдала на одном дыхании, будто где-то на подкорке он уже давно был записан, просто ждал своего часа. И, казалось бы, есть в этом "утаивании" беременности и здравое зерно (вроде того, что на маленьких сроках часто случаются выкидыши и легче пережить это, если не успел растрезвонить на всю галактику), но основной посыл всё равно "чтобы не сглазили" (у моей мамы так точно). Как я уже упоминала в предыдущей статье, женщина раньше моментально уходила на периферию социальной жизни, лишь только в общине распространится весть о её беременности. Она моментально наделялась потусторонней силой (вынашивает новую душу неизведанную и, возможно, опасную). Боялись её, ибо считалось, что состояние "непраздности" = превращению в колдунью, боялась она, т.к. любой встречный мог повредить нехорошим словом или взглядом будущему человеку. Поэтому скрывали. До последнего.

В один из наших с мамой регулярных "созвонов", родительница поинтересовалась, чем я занимаюсь и получив ответ "да бельё вешала", вмиг рассвирепела. "Ты что, с ума сошла? Нельзя тебе белье вешать, ни в коем случае, вечером придет Антон - скажи ему, что отныне это его забота, пока не родишь!". На просьбы объяснить в чем всё-таки дело, мама ясного ответа так и не дала, сказала просто, что это запрещают даже врачи, никакого белья, никакого вставания на цыпочки. Такие дела. У врача я потом спросила - такого запрета в медицине не существует, разве что наличие тонуса или других патологий делает нежелательным любые физические нагрузки (в т.ч. вешание белья). О, корень этого запрета гораздо глубже. В традиционной русской культуре беременной вообще запрещалось взаимодействовать с веревками, путами, поводьями и даже нитками. Любой предмет, способный "связывать и завязывать" напрямую ассоциировался с пуповиной и если при родах выявлялось обвитие или, не дай бог, младенец оказывался задушен, сразу обвиняли молодую мать в нарушении предписаний. Плюс ко всему, поднятие рук вверх (что неизбежно при вешании белья, подтягивании к верхним полкам и взаимодействии с печкой (закрыть заслонку, например)) трактовалось, как "натягивание пуповины" или "затягивание узлов", что якобы повышало риск мертворождения. Отсюда и этот неизведанный ужас (мама вот не могла объяснить, почему так бурно отреагировала), живущий в народном сознании.

По словам все той же родной мамы, мне запрещалось вступать в близкие отношения с мужем уже с середины срока (20 недель). Ха-ха. Оказалось, тоже неспроста, именно в это время начинаются шевеления плода и в представлении наших предков закладываются важные "технические характеристики" - характер, воля, ум, благочестие, совесть. Негоже портить такое важное дело сами понимаете чем.

Надо сказать, что моя мать из деревни переехала в 7 летнем возрасте. Да не из простой деревни, а из мордовской традиционной общины, где, даже не смотря на советскую власть, сохранялось огромное количество обрядов. Бабушка до сих пор говорит на эрзянском наречии и многие вещи, уверенна, транслировала собственным дочерям вербально и невербально. А в моменты редких (но метких) визитов в её большой и наполненный сушеными травками, запахом коз и странной еды дом, я смогла услышать несколько "запретов", осмыслить которые получилось только теперь (тогда ухмылялась просто).

Вот я присела на порог (а в бабулином доме они высооокие) и тут же была с криком водворена на мягкое креслице ("запомни, косатка, на пороге сидеть с пузом никак нельзя, там нечесть ходит-бродит, там место гиблое"). Вот я погладила пушистого кота и тот мигом был вышвырнут на улицу с криком "сгинь, паразит!" (о, как моя бабушка уморительно ругается, вы бы знали). Вот я рассказываю ей, как вышиваю огромную ветку сирени размером с прикроватный столик и она с ужасом начинает креститься и шептать молитвы в красный угол "Матерь Божья, огради, сохрани, спаси дитя в утробе рабы божией Анны".

Выглядело всё это прямо скажем зловеще и странно, но теперь, поглубже копнув в эту тему - ничего странного. У наших предков порог - это портал и место меж двух миров, беременная итак одной ногой в неизвестности и имеет шаткое положение, незачем её ещё больше разбалансировать. Признавалась в традиционной культуре и особая связь с животными, где-то считалось, что беременная может управлять скотом, насылать мышей и лягушек, понимает кошачий язык, где-то опасались любого контакта с домашней и дикой живностью, т.к. в их обличии может придти злой дух и "испортить" младенца. Ну и, наконец вышивание, прядение, шитье и любое рукоделие - можно "зашить, обрезать, повредить ребенку глаза, рот и другие важные органы" (плюс, не забываем про связь ниток и пряжи с пуповиной). Всем известный запрет на стрижку волос (иногда и ногтей) связан с опасением укоротить жизнь ребенку.

Благословляя меня на роды, бабуля шепнула на ухо диковинные слова, смысл которых я не запомнила и сути не уловила (возможно, это был какая-то присказка традиционная на неизвестном мне мордовском языке), я тогда на 9 месяце, вечно в бегах, столько дел казалось недоделанными... а ещё она сказала: "Начнет прихватывать сильно - растворяй окна, раскрывай шкафы и двери, вынимай всё добро из ящиков" (ну вы уже поняли, что этот ритуал призван помочь благополучному раскрытию в родах. Еще, знаете, волосы советуют распускать (мне вот в роддоме акушерка сама их расплетала)).

Теперь поговорим о самом интересном и великолепном. О выманивании "на сахарок". Все же читали Булгакова "Записки молодого врача"? Я тоже читала, курсе на первом ещё, очень впечатлилась. А вот то место, где доктор достал из рожающей женщины раскрошенный кусок рафинада, напрочь выпал из моей памяти (да там много жести описывалось, чего уж). Вспомнила я это на прошлой неделе, во время антропологической лекции, где этот обряд описывался во всех подробностях и считался чуть ли не самым популярным "ускорителем родов" в центральной и северной России. С течением времени он трансформировался. Каково же было моё удивление при сопоставлении фактов. Моя вторая бабушка (по папиной линии) родилась и выросла в городе, её мама (моя прабабка) хоть и была из деревни, но рожала дочь во вполне себе роддоме со вполне себе врачами. И угадайте что обе этих женщины делали во время своих родов? Они сначала тайком проносили сахарные кубики, а затем (припрятав несколько кусочков) обсасывали понемножку их все схватки. Зачем они это делали? Бабушка говорила, что когда "началось" и уже вызвали машину ехать в больницу, то её мама вынесла этот колотый сахар в специальном мешочке, отдала ей со словами "так сил прибавится, чтобы изо рта его не вынимала, объедай потихоньку, все наши женщины так рожали, и я, и бабка твоя и её бабка", с этой же формулировкой женщина напутствовала уже меня, свою внучку, она даже нашла где-то настоящий, твердокаменный кубиками сахар, правда лимонный. Уверяла, что сахар и правда придает сил, глюкоза, все дела. Что даже в войну старались найти хотя-бы кусочек, чтобы роды хорошо прошли. Только сдаётся мне, что дело тут совсем не в глюкозе. А вы как думаете?

Эти интересные поверья коснулись лично меня, а сколько всего осталось за кадром. Сталкивались ли вы с проявлениями традиционной культуры в своей истории беременности и родов? Давили ли на вас родственники со странными "запретами"? А сами интуитивно соблюдали что-нибудь из вышеописанного?

Если статья Вам понравилась, не забудьте поблагодарить автора лайком и подписаться на канал.