Найти тему

"Достояние Республики" (1971 г.) Грустный фильм невероятного обаяния

Блог на Дзене - это, конечно, тот еще ежедневный геморрой, но есть в этом занятии и несомненный плюс - он дает возможность поговорить с хорошими людьми о том, что любишь - и напомнить этим самым хорошим людям о своих любимых фильмах. И сегодня я хочу использовать эту возможность и поговорить с вами об одном из своих любимых фильмов - картине "Достояние Республики".

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Режиссеру Владимиру Бычкову, не сказать, чтобы слишком в те годы известному, удалось почти невозможное - собрать в картину настоящее созвездие прекрасных актеров и создать из них гармонично играющий ансамбль. Для зрительской любви было бы достаточно и великолепного дуэта Андрея Миронова и Олега Табакова, а ведь были еще и Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин, Игорь Кваша, Михаил Волков, Юрий Толубеев, Георгий Милляр... Прибавьте сюда музыку Евгения Крылатова и завораживающую мультипликацию Юрия Норштейна! Результат превзошел все ожидания. Несмотря на чрезмерно запутанный и порой проваливающийся сюжет, фильм получился пронзительный и какой-то невероятно подкупающий.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

И да простят меня скептики, но я до сих пор считаю роль Маркиза лучшей работой Андрея Миронова. Во всяком случае, ни одна другая его роль меня настолько не брала за душу. Впрочем, и сам Андрей Александрович относился к своему Маркизу с огромной нежностью и любовью.

Интересно, что (по одной из версий) эта роль изначально и была написана именно для этого актера. Авторы сценария (Исай Кузнецов и Авенир Зак), посмотрев "Бриллиантовую руку" захотели создать такой образ, который позволил бы таланту Андрея Миронова раскрыться во всей своей многогранности. Я думаю, им это удалось.

Можно ли представить более странную пару главных героев, чем Андрей Миронов и Олег Табаков? Друзья и враги, антагонисты - и соратники... И рядом сними - белобрысый мальчишка, как символ будущего.

Роль беспризорника Кешки, "Отца Иннокентия", сыграл в фильме школьник Витя Галкин (хотя изначально режиссер планировал взять на эту роль собственного сына). Эта роль так и осталась единственной у талантливого мальчишки. Сегодня найти о нем хоть какую-то информацию практически невозможно.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Интересно, что знаменитый Романс о Городе на стихи Беллы Ахмадулиной должен был быть единственной песней в фильме. Но он получился у Андрея Миронова настолько потрясающе, что в спешном порядке была дописана и доснята еще одна "музыкальная сцена" - Романс о Шпаге. Сегодня невозможно представить фильм без нее, она стала и "визитной карточкой" самого Миронова.

Еще одна роль, на которой мне хотелось бы остановиться - роль атамана Лагутина. Милейший интеллигентный Игорь Кваша сумел в образе атамана нагнать на зрителей такой жути, что хочется аплодировать стоя. Это вовсе не единственная отрицательная роль актера, но я не вспомню более страшной, правда.

Искренне отдаю должное его мастерству.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Скажу честно - я не очень понимаю, в чем секрет невероятной притягательности этого фильма. Да, конечно, в нем сыграли прекрасные актеры и звучит прекрасная музыка - но можно, не сильно напрягая память, сходу назвать с десяток "не выстреливших" фильмов с прекрасной музыкой и прекрасными актерами...

А этот - цепляет и не отпускает. Вот уже полвека.

-5