Мы, педагоги, требуем от детей «не терять времени», но это, согласитесь, часто звучит для них как пустой звук.
Дети не понимают, как можно рассыпать время из пригоршней, к тому же у них впереди целая жизнь, которая в отроческом возрасте кажется бесконечной.
Может быть, правильнее, познакомить детей в доступной форме с доктором Фаустом, который придирчиво относится к каждому подаренному Мефистофелем впечатлению, не позволяя себе до поры до времени воскликнуть «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»?
Классическое искусство сложно для детского постижения, но разве не доктор Фауст — каждый ребенок, стремящийся все попробовать, все испытать, во всем себя выразить, ступающий на все дороги сразу?
Учитель, заинтересованный в каждом ребенке, никогда не посоветует ему «не распыляться».
Наоборот, он станет поощрять попытки «попробовать на зуб» все новое. Но одновременно он станет учить ребенка не допускать в своей жизни пустых мгновений.
Он найдет слова, чтобы объяснить ребенку, что жизнь не бесконечна и даже не длинна.
Каждое мгновение — оно может быть наполнено ошибочным смыслом, стать безуспешной попыткой, обернуться незапланированным результатом. Но оно не должно быть пустым.
А наполнить его поможет внутренний голос, научить прислушиваться к которому — одна из задач учителя.
«Остановись, мгновение, — ты для созидания». Помочь постигнуть эту истину непременно поможет чуткий опытный учитель.