Я снова иду по Восточной галерее, залитой солнцем. Двигаюсь медленно, подняв голову вверх, под ногами пол в сколах и трещинках, черный, белый квадратик, неповторимый итальянский мрамор…Выйди Петр не удивилась бы, несмотря на разрушения после ВОВ «Его удовольствие» сохранило атмосферу прошлого и все стремления Петра I поселились здесь навсегда.
Петр Алексеевич решил построить на берегу залива #дворец, взял карандаш, линейку, придвинул лист бумаги и сделал набросок планировки. Выбрал место для строительства, подумав, добавил в план дворца элементы декора и очередная стройка началась.
Экскурсовод назвал #Монплезир первой картинной галерей, но мне видится нечто большее. Коллекция картин голландской живописи насчитывает около полутора сотен полотен, они лишь дополняют роспись потолков, дубовые стены и огромные окна-двери, смотрящие на фонтан «Сноп» и залив.
Здесь легко вспоминается, дышится и представляется молодой царь, идущий по улочкам одного из городков в Голландии, где через каналы переброшены мостики, рядом тянутся кирпичные дома с затейливыми фронтонами, то здесь, то там возникают рыбные рынки, где продаются картины. Петр рассматривал их, иногда покупал и шагал вперед не оборачиваясь.
В Парадном зале можно стоять, двигаться вдоль стен, заглядывать в буфетную, подходить к окнам и смотреть на залив, угадывая силуэты Петербурга и Кронштадта. В центре стол с двумя шандалами и штрафной #кубок для нарушителей царских правил. Любопытно, что у кубка откручивается ножка, вероятно, для удобства при транспортировке.
Здесь время идет незаметно, зал в очередной раз унес меня так далеко, что забыла о фотографиях. Потолок обладает недюжинной силой, впечатление, что приближаешься к истине. Память становится похожа на лоскутное одеяло, сшитое из домыслов, предположений и слухов. Чтобы понять Монплезир, исторических знаний мало, нужна любовь к Отечеству, возможно, в этом и есть тайный смысл дворца.
Купол зала украшают четыре времени года, четыре стихии – все здесь манит и зовет в ускользающее мироздание и зыбкость бытия. Видела #зал в апреле дремлющим, летом взбудораженным, сейчас он тих и спокоен, и готов уйти в очередную зиму. Пусть фантазии, но Парадный зал всегда другой и показывает только то, что считает нужным.
Кабинет - как бы я есть и как бы меня нет. Громкий и взрывной царь любил уединение, тишину и шум прибоя. Распахивал окна, выходил из кабинета, подставляя усталый лоб пресным брызгам залива, вспоминал картину с парусниками в штормовом море над столом и возвращался к работе.
Очень сомневаюсь в религиозности Петра, верил, но не истово, нeнaвuдeл, но не люто, о передаче дела всей своей жизни начал заботится рано, но тщетно. Слишком требователен был, слишком несговорчив, и всех «слишком» у него было с избытком.
Вход в Монплезир через восточную галерею, выход через западную, - дворец соткан из важных мелочей. Не потому ли после кoнчuны Петра никто не осмелился жить во дворце. Рассказы о том, что особы императорских кpoвeй наезжали сюда, чтобы принять гостей или побыть в единении с природой, едва ли верны. Романовы опасались Его и после ухода, уж слишком пращур был силен и не похож на изнеженных потомков.
В спальне царя экскурсовод сосредоточила внимание на кровати Петра, не сказав ничего о жаровне. Монплезир никогда не отапливался каминами, в спальне царя, в ногах стоит подарок от посла Испании. #Жаровня разборная, легкая и Петр охотно брал ее в походы. На поддоны из меди складывали горячие камни, и маленькое помещение спальни быстро нагревалось. «Таскали каштаны из огня» слуги с завидной регулярностью, в отличие от приближенных.
Насладилась Лаковым кабинетом, его изящными полочками с фарфоровыми чашками, декоративными панно. Экскурсионная группа проходит не задерживаясь, чтобы влажность не повышалась и не портила лак и рисунок.
Зимой 44-го Монплезир выглядел совсем иначе, фрицы топили печки лаковыми миниатюрами кабинета, дубовыми панелями, дверями, сам дворец был оборонительным узлом. Спасибо хранителям, в очередной раз были полны снисхождения и разрешили задержаться.
В конце восточной галереи все-таки произошла встреча, ко мне навстречу шла Белая Орхидея, вернувшаяся из отпуска. М. работает в Монплезире и если вам интересна скрытая от гостей жизнь ГМЗ «Петергоф» - загляните на ее канал, узнаете новое и удивитесь забытому.
Не могу сказать, что я здесь просто гуляю, каждый раз проживаю маленькую #жизнь, глядя на залив, струи фонтанов и чарующий облик дворцов. Ехала в Монплезир, потому что услышала, что его могут закрыть на реставрацию на долгих четыре года.
От входа в парк обычно сразу ухожу вправо к Монплезиру здороваться, прощаюсь с Петергофом у Нимфы и Фаворитки и дальше вверх по лестнице мимо статуй каскада на выход, иногда оборачиваясь на партер и шум воды.
Умышленно не указываю дат, архитекторов, стилей, просто хочу поделиться тем, что всегда со мной.
Монплезир строился во время Северной voйnы и закончили отделку дворца за два года до cmepтu Петра Великого. Дворец практичен, неоднозначен и простоит еще долго; его шатровая крыша и люстгаузы как маяки будет притягивать новые поколения, оставляя памятный след после его посещения.
Спасибо, что прочитали!