Найти тему
Зоя Belaya

Еще раз о Монплезире, без дат и имен

Я снова иду по Восточной галерее, залитой солнцем. Двигаюсь медленно, подняв голову вверх, под ногами пол в сколах и трещинках, черный, белый квадратик, неповторимый итальянский мрамор…Выйди Петр не удивилась бы, несмотря на разрушения после ВОВ «Его удовольствие» сохранило атмосферу прошлого и все стремления Петра I поселились здесь навсегда.

Восточная галерея Монплезира
Восточная галерея Монплезира

Петр Алексеевич решил построить на берегу залива #дворец, взял карандаш, линейку, придвинул лист бумаги и сделал набросок планировки. Выбрал место для строительства, подумав, добавил в план дворца элементы декора и очередная стройка началась.

Экскурсовод назвал #Монплезир первой картинной галерей, но мне видится нечто большее. Коллекция картин голландской живописи насчитывает около полутора сотен полотен, они лишь дополняют роспись потолков, дубовые стены и огромные окна-двери, смотрящие на фонтан «Сноп» и залив.

Фонтан "Сноп" из окона Восточной галереи
Фонтан "Сноп" из окона Восточной галереи

Здесь легко вспоминается, дышится и представляется молодой царь, идущий по улочкам одного из городков в Голландии, где через каналы переброшены мостики, рядом тянутся кирпичные дома с затейливыми фронтонами, то здесь, то там возникают рыбные рынки, где продаются картины. Петр рассматривал их, иногда покупал и шагал вперед не оборачиваясь.

Одно из полотен Монплезира
Одно из полотен Монплезира

В Парадном зале можно стоять, двигаться вдоль стен, заглядывать в буфетную, подходить к окнам и смотреть на залив, угадывая силуэты Петербурга и Кронштадта. В центре стол с двумя шандалами и штрафной #кубок для нарушителей царских правил. Любопытно, что у кубка откручивается ножка, вероятно, для удобства при транспортировке.

Парадный зал. На столе шандалы и Кубок Большого орла, емкостью 1,1 л, первая треть 18 века
Парадный зал. На столе шандалы и Кубок Большого орла, емкостью 1,1 л, первая треть 18 века

Здесь время идет незаметно, зал в очередной раз унес меня так далеко, что забыла о фотографиях. Потолок обладает недюжинной силой, впечатление, что приближаешься к истине. Память становится похожа на лоскутное одеяло, сшитое из домыслов, предположений и слухов. Чтобы понять Монплезир, исторических знаний мало, нужна любовь к Отечеству, возможно, в этом и есть тайный смысл дворца.

Купол зала украшают четыре времени года, четыре стихии – все здесь манит и зовет в ускользающее мироздание и зыбкость бытия. Видела #зал в апреле дремлющим, летом взбудораженным, сейчас он тих и спокоен, и готов уйти в очередную зиму. Пусть фантазии, но Парадный зал всегда другой и показывает только то, что считает нужным.

Потолок Парадного зала Монплезира
Потолок Парадного зала Монплезира

Кабинет - как бы я есть и как бы меня нет. Громкий и взрывной царь любил уединение, тишину и шум прибоя. Распахивал окна, выходил из кабинета, подставляя усталый лоб пресным брызгам залива, вспоминал картину с парусниками в штормовом море над столом и возвращался к работе.

Балюстрада у дворца Монплезир
Балюстрада у дворца Монплезир

Очень сомневаюсь в религиозности Петра, верил, но не истово, нeнaвuдeл, но не люто, о передаче дела всей своей жизни начал заботится рано, но тщетно. Слишком требователен был, слишком несговорчив, и всех «слишком» у него было с избытком.

Рабочий кабинет Петра I
Рабочий кабинет Петра I

Вход в Монплезир через восточную галерею, выход через западную, - дворец соткан из важных мелочей. Не потому ли после кoнчuны Петра никто не осмелился жить во дворце. Рассказы о том, что особы императорских кpoвeй наезжали сюда, чтобы принять гостей или побыть в единении с природой, едва ли верны. Романовы опасались Его и после ухода, уж слишком пращур был силен и не похож на изнеженных потомков.

В спальне царя экскурсовод сосредоточила внимание на кровати Петра, не сказав ничего о жаровне. Монплезир никогда не отапливался каминами, в спальне царя, в ногах стоит подарок от посла Испании. #Жаровня разборная, легкая и Петр охотно брал ее в походы. На поддоны из меди складывали горячие камни, и маленькое помещение спальни быстро нагревалось. «Таскали каштаны из огня» слуги с завидной регулярностью, в отличие от приближенных.

Спальня. Жаровня в ногах кровати
Спальня. Жаровня в ногах кровати

Насладилась Лаковым кабинетом, его изящными полочками с фарфоровыми чашками, декоративными панно. Экскурсионная группа проходит не задерживаясь, чтобы влажность не повышалась и не портила лак и рисунок.

Зимой 44-го Монплезир выглядел совсем иначе, фрицы топили печки лаковыми миниатюрами кабинета, дубовыми панелями, дверями, сам дворец был оборонительным узлом. Спасибо хранителям, в очередной раз были полны снисхождения и разрешили задержаться.

В конце восточной галереи все-таки произошла встреча, ко мне навстречу шла Белая Орхидея, вернувшаяся из отпуска. М. работает в Монплезире и если вам интересна скрытая от гостей жизнь ГМЗ «Петергоф» - загляните на ее канал, узнаете новое и удивитесь забытому.

Не могу сказать, что я здесь просто гуляю, каждый раз проживаю маленькую #жизнь, глядя на залив, струи фонтанов и чарующий облик дворцов. Ехала в Монплезир, потому что услышала, что его могут закрыть на реставрацию на долгих четыре года.

От входа в парк обычно сразу ухожу вправо к Монплезиру здороваться, прощаюсь с Петергофом у Нимфы и Фаворитки и дальше вверх по лестнице мимо статуй каскада на выход, иногда оборачиваясь на партер и шум воды.

Фонтан "Нимфа". Восстановлен в 1948 году
Фонтан "Нимфа". Восстановлен в 1948 году

Умышленно не указываю дат, архитекторов, стилей, просто хочу поделиться тем, что всегда со мной.

Монплезир со строны Финского залива
Монплезир со строны Финского залива

Монплезир строился во время Северной voйnы и закончили отделку дворца за два года до cmepтu Петра Великого. Дворец практичен, неоднозначен и простоит еще долго; его шатровая крыша и люстгаузы как маяки будет притягивать новые поколения, оставляя памятный след после его посещения.

Спасибо, что прочитали!