Кирилл Мокрик, CEO рекламного агентства со специализацией на performance-маркетинге, делится собственным опытом об ориентировании на собственную позицию и объясняет, как защитить свой разум в кризисных ситуациях.
Непонимание собственных суждений и самих себя - следствие общественного мнения, которое, из-за его массовости, начинает казаться правдивым и верным — это называется когнитивным искажением.
Именно оно выступает блоком для объективных суждений и оценки себя, а также провоцирует веру в правдивость рекламы и пропаганды.
О том, почему возникает когнитивное искажение:
Основные причины в том, что мы с вами — социальные, а значит подвластны каскаду доступной информации: когда все вокруг говорят одно и то же мнение, оно начинает казаться правдой. Знаете, как цепная реакция, только тут — коллективная вера.
Своё начало когнитивное искажение берет в информационных мотивах, когда мы не имеем достаточно информации, то прислушиваемся к другим. А также репутационные мотивы: мы часто становимся «толпой» и, чтобы не выделяться, придерживаемся общего мнения, даже если до конца с ним не согласны.
О том, какие мысли мы допускаем:
Три кита ошибок мышления, которые подкрепляют силу когнитивного искажения:
- Эвристика мышления: мы сравниваем с прошлым, ищем примеры подобных ситуаций;
- Эффект знакомства с объектом: мы выбираем уже известные нам факты, боимся нового;
- Эффект подражания большинству: «все побежали, и я побежал»
О том, как оставаться на своей позиции и обезопасить себя:
Риск возникает в те моменты, когда тема горячая, когда люди разумному решению предпочитают эмоциональные встряски, когда коллектив призывают к действиям, но не понимает последствий, а также любое разнящиеся с “общепринятым” мнение воспринимается негативно.
Чтобы обезопасить себя от когнитивного искажения мы советуем опираться на факты, тщательно проверять информацию, не принимать чужое мнение за истину, мыслить глубже — не искать альтернативные ситуации, основываться на настоящем, а не на прошлом.