Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Думаю, все вы прекрасно знаете, что такое стрелочный перевод (в простонародье - стрелка) и зачем он нужен на железной дороге? Но, вопрос другой - кто ими управляет? Как известно, стрелочников, а также, соответственно, ручных стрелок на железной дороге минимум, они остались только на малодеятельных участках дорог общего пользования, а также на подъездных путях предприятий и депо.
Сам стрелочный перевод обслуживается путейцами, точнее, так сказать, его рельсовая часть (рамные рельсы, остряки, крестовина, контррельсы и так далее по учебнику ОКЖД). В это же время устройство электроприводов и электрической централизации находится под ведением «СЦБистов» - специалистов, отвечающих за сигнализацию, централизацию и блокировку.
Электрическая централизация (ЭЦ)
Вот как раз в этом словосочетании из предыдущего абзаца и кроется «разгадка» - кто и как управляет стрелками. На абсолютно каждой станции (признак станции - наличие путевого развития, так что не стоит их путать с остановочными пунктами, где просто есть две боковых платформы для пассажиров вдоль главных путей) есть такое здание, как пост ЭЦ.
Именно туда и стекается все электрическое управление стрелочными переводами и не только ими, ещё и светофорами (входными и выходными, например). И находится всё это дело в руках дежурного по станции (ДСП), у которого на рабочем месте (посту ЭЦ) есть пульт и табло, представляющее собой изображение схемы станции со всей необходимой индикацией. Именно с этого пульта и производится управление стрелочными переводами.
То есть, дежурный посылает сигнал на блок, который находится в небольшом металлическом ящике рядом со стрелкой. Если обратить внимание, то он есть абсолютно у всех стрелок. В металлическом ящике расположен электродвигатель, который по сигналу от ДСП начинает вращаться, это вращение передается на редуктор, ну а далее, подсоединенная к нему тяга толкает (или притягивает) остряки в нужную сторону. Остряки - это как раз направляющие, определяющие направление, по которому поедет поезд по стрелочному переводу.
Но, на особо крупных станциях, ДСП в одиночку со своей работой не справится. Поэтому, на сортировочных станциях, где есть сортировочные горки, работа распределяется. Там есть оператор горочного поста, который управляет стрелками именно на горке (на горочном посту, что логично). Таким образом, благодаря нему, вагоны при роспуске с горки занимают нужное им место в парке формирования (множестве путей, идущих после горки и оборудованных вагонными замедлителями).
Немного про диспетчерскую централизацию (ДЦ)
На самом деле, стрелками на станции может управлять не только дежурный по этой самой станции, но и поездной диспетчер (ДНЦ), который работает в Едином Дорожном Центре Управления (ЕДЦУ), который может находится в сотнях и тысячах километров от той станции, на которой ему надо перевести стрелку. Достигается это при помощи диспетчерской централизации, которой оборудуются многие участки железных дорог.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!