Я не устаю поражаться, как ловко попал одновременно во множество триггерных точек режиссер картины "Не могу сказать прощай!" сюжетом своей лубочной мелодрамы. Как бы ни кричал здравый смысл, что чувства Лиды к Сергею нездоровы и едва ли перспективны, у ее позиции множество защитниц.
Именно у позиции, не у самой Лиды. Многие женщины считают, что настоящая любовь именно такая: всепрощающая, жертвенная и готовая к борьбе. Правда, как сочетается между собой одновременная готовность и к борьбе, и к жертве, в каких пропорциях, не совсем понятно. Учитывая, что женщины предпочитают "слушать свое сердце" вместо того, чтобы пользоваться мозгами в разрешении сложных ситуаций, тезис о борьбе кажется слегка пугающим. А ну как она сердце подскажет бороться не с тем, с чем следовало бы.
Иные читательницы так и пишут: "Подумаешь, грязью окатила разок сладкую парочку Сергея и Марты, она ведь была расстроена"! Подумаешь, устроила череду аварийных ситуаций, чуть не убила жениха с невестой и испортила им свадебное торжество. Главное, слушать свое сердце! Ну да, ну да...
Казалось бы, что может быть выше любых идеологических соображений, чем любовь? Да только чувства Лиды сильно отдают советскими лозунгами
"Всегда готов"!
"Сам погибай, товарища выручай"!
"Партия сказала "надо", комсомол ответил "есть"!
Она — женщина-функция, и она такая не просто так. Такие Лиды — результат определенного соцзаказа государственного аппарата. Государство было заинтересовано в воспитании подрастающего поколения таким вот функциональным и полезным для общества, как Лида. В школе она ударно собирала макулатуру и металлолом, в техникуме была комсоргом, даже грузовик научилась водить, потому что... очевидно, так было надо. Хотя толку от водителя-женщины в разы меньше, чем от мужика.
Но вряд ли Лида об этом задумалась, она ведь — как женщина — слушала свое сердце. Оно и подсказало: садись за баранку! Сердце не мозг, поэтому вряд ли подсказало, что водители-мужчины нередко были и за грузчиков, и машины свои выталкивали, застрянув на бездорожье... А застрянь Лида в том же лесу за сбором морошки, кто бы вытаскивал ее машину? Впрочем, мужиков тогда хватало, кто-нибудь да помог бы. Чинила грузовик тоже вряд ли она сама, но среди водителей числилась, своей цели достигла. Она же целеустремленная!
Это качество своей "почти невесты" прекрасно понимает Вася. Он ее любит, поэтому его слова "С ее характером на помощь кинутся, как воды напиться" звучат мягко, но он не преувеличивает значимости ее подвига. Для него решение Лиды остаться с Сергеем — это безрассудный порыв, а не взвешенное обдуманное решение. Вася слишком порядочен, поэтому ему не приходит в голову (во всяком случае он этого не озвучивает), что девушка держала его в качестве запасного аэродрома, втайне мечтая, что Сергей бросит свою пергидрольную воблу.
А ведь она именно бездумно, будучи влюбленной без памяти в Ватагина, бросилась его выхаживать. Также бездумно она бросается в начале фильма наперерез чудаку на букву м, который гонится с разбитой бутылкой за девушкой. Не сделай Сергей тоже самое, неизвестно, не стала бы Лида жертвой того урода: ведь в борьбе с мужиком да еще и считай вооруженным, у нее не было бы шансов спастись. А его гнев мгновенно перекинулся бы на "спасательницу".
Лида жертвенная и порывистая не в силу своего характера, а в соответствии с идеологическими установками тех лет. Он делает то, что предписывают идеологические инструкции, слегка сообразовав их с зовом своего сердца. Сергей тоже считает, что жениться надо раз и навсегда и даже сказал об этом вслух? Значит, можно провести с ним ночь не опасаясь за последствия.
Вася в курсе, что в жизни всегда есть место подвигу? Значит, пусть ищет себе другую невесту, но сначала пусть найдет инвалидное кресло для Сергея. Мама так та вообще должна на Лиду молиться, а не спрашивать, надолго ли она к ним: девушка приехала посвятить жизнь ее больному сыну, а она еще какие-то вопросы задает... Лиде-то в голову не приходит, что мать всегда будет на стороне сына, который, вполне вероятно, еще не успел забыть бросившую его жену. Она и Марту-то клеймит как на партсобрании: ведь об их отношениях ей ничего не известно, мало ли что в семье могло произойти между супругами, что в итоге привело к ее решению уйти?
Сергея тоже, собственно, никто не спрашивает ни о чем. Вот тебе табуретка: нет времени объяснять, бери и чини. И все умиляются этой сценой: мол, дав ему в руки молоток, она вернула Ватагину веру в себя. И почти никто не замечает, что табуретку он починил после визита Васи, который прямо заявил права на Лиду, которую Сергей уже считал своей собственностью. Это-то и задело раненого альфа-самца Ватагина за живое, потому-то он и бросился доказывать свою мужскую состоятельность.
Не приедь Вася, вполне вероятно, что никакую табуретку Сергей бы не починил и продолжал бы закатывать истерики Лиде с матерью. Васин визит стал отрезвляющим средством: до Ватагина быстро дошло, что он теперь не конкурент вообще никому, и Лиду надо беречь, поскольку иных вариантов личной жизни у него нет. Пусть она и не Марта, но как подруга и хозяйка — рабочий вариант в его положении. На момент откровенного разговора с Васей, чувств у Сергея к Лиде не было. Было лишь жгучее желание выкарабкаться, снова стать дееспособным, вернуть былую славу — ведь прежде ни Вася не был ему конкурентом, ни Лида — желанной наградой.
Безусловно, Лида испытывала к Сергею сильные чувства и будь она его законной женой, поступила бы точно также. Но по сюжету фильма, она была ему... никем. Случайной знакомой, о которой он благополучно забыл, проведя одну единственную ночь. Обошелся отвратительно, бесчеловечно. В конце концов, мало ли у него было было девиц, готовых на отношения без обязательств? Но он выбрал влюбленную в него наивную дурочку, чтобы лишний раз самоутвердиться, расслабиться перед взятием крепости модной блондинки.
Но Лида, вместо того, чтобы сделать правильные выводы и обходить Ватагина десятой дорогой несется его спасать, "слушая свое сердце". А оно слепоглухонемо влюблено в Сергея. Тупик? Нет, на помощь приходит идеологически выверенная формула "Сам погибай, а товарища выручай"! И плевать, что Сергей поступил с ней ни разу не по-товарищески. Главное, что она готова стать для него верным другом — женой и матерью его детей.
Вопросом, что он снова ее использует, она не задается — а ведь ряд признаков указывает, что это именно так. Да, у Сергея в его положении есть смягчающие обстоятельства. Но называть отношение Лиды к Сергею примером настоящей любви — ну такое. Скорее, это антипример.
Но я допускаю, что у Лиды были еще какие-то глубинные, нераскрытые в сюжете причины, по которым она так страстно привязалась к Сергею и простила ему предательство и женитьбу на Марте. И это не про любовь, а про какие-то внутренние психологические травмы, иллюзия компенсации которых была важнее обид, нанесенных ей Ватагиным. Он благодаря ей поднялся на ноги, а она, благодаря ему, со дна какой-нибудь жуткой безысходности, от которой положительный Вася не смог бы спасти ее во всю жизнь...
Если это действительно так (в фильме об этом ни слова не сказано), то Лида абсолютно права. Так же, как прав Ватагин, хватаясь за нелюбимую женщину, как за единственную возможность выкарабкаться из жесточайшей депрессии. Жить захочешь, не так раскорячишься, как говорится. Но только как в этом случае можно говорить о подвиге бескорыстной жертвенной любви? Спасая Сергея, Лида просто спасала себя.
Но такой вариант развития событий нам не показали. Потому что любовь, особенно женская, в соответствии с советскими идеологическими установками должна была быть в первую очередь функциональной. Что, впрочем, не мешает ей быть слепой, безрассудной и нелогичной. Наверное, потому что иначе вообще никто из женщин не поверил бы, что это любовь...
В общем, как ни пытайся, пазл не складывается. Потому что кусочков недостает. А вы как считаете, хороший ли образец настоящей любви получили мы на примере отношения Лиды к Сергею? У вас пазл складывается? Приглашаю к обмену мнениями думающих вежливых читателей, которые умеют выражать свои мысли тактично и ясно:)