Мой муж пил безбожно, и свекровь любила повторять, что это он из-за меня таким стал. Поженились мы рано, нам было по восемнадцать. Переехала к нему в квартиру, вернее она законно принадлежала свекрови, а я была прописана у родителей, затем проводила Сашу в армию, ждала два года… И эти два долгих года были для меня сущим адом. Я училась в ПТУ и работала подъездной поломойкой (любимая фраза свекрови).
- Ты не имеешь права ходить к подругам, когда твой муж, мой Санечка, рискует жизнью, - Екатерина Павловна пилила меня каждый вечер, как только я переступала порог дома. – Вот какого лешего ты попёрлась куда-то? У меня давление, а ты шляешься где-то.
- Я не шлялась, а искала для Вас лекарства, - уставшая и вымотанная, я сняла пальто и села на обувную полку.
- И что? Нашла?
- Нет. Ни в одной аптеке нет этих ампул.
- Значит, плохо искала, - язвительно сказала свекровь и быстрым шагом ушла в кухню. – А моя Светочка привезла мне целую упаковку! – крикнула оттуда.
- Ваша Света работает провизором и могла достать её по блату, - откликнулась я, собираясь принять тёплую ванну.
- Ой-ой! – свекровь чуть не сбила меня у двери ванной комнаты, - туда нельзя. Я мастера вызывала, он всё измерил, перекрыл воду, а завтра будет плиточку менять.
- И где ж мне теперь помыться? – вслух подумала я.
- А эта ты сама решай. Я могу и к Светочке сбегать, а ты шуруй к своим подругам.
День моюсь у подруги, второй… благо она живёт в соседнем доме и далеко ездить не нужно. Но ремонт затянулся на неделю. То мастер ночью не поедет, то праздник у него, а на седьмой день заболел. И только спустя десять дней я узнала, что никакого мастера свекровь не вызывала, а просто-напросто решила вот так меня проучить.
- Находилась к подруге, теперь сиди дома.
Дурацкая история, глупая. Я не стала ссориться, оно и понятно, живу в чужом доме и не имею право голоса. Это мне так Екатерина Павловна сказала. Спросите, почему к родителям не ездила, чтобы там принять душ в спокойной обстановке? У меня были тяжёлые отношения с матерью. Она за год до меня вышла замуж, а её Женя оказался гнусным бабником, но мама категорически в это не верила. Даже, когда я рассказала, как он ко мне ластится, она сделала вывод, мол, я сама к нему пристаю. Приходилось запираться в своей комнате, чтобы этот гад не зашёл, когда мама на дежурстве в местной больнице. Папы у меня давно нет. Он умер от цирроза печени. Я всегда думала, что эта болезнь проявляется после запоев, но отец не пил. Погоревав три года, мать нашла себе нового мужа и в скорости расписалась с ним. Нет, я её ни в чём не виню. Она у меня молодая, красивая, но вот связалась с этим… даже слов не подберу и будто её глаза пеленой покрылись. Ничего не замечает, в рот своему Женечке заглядывает. Ай. Ладно. Не моё это дело. Пусть живут, как знают.
Кстати, у Екатерины Павловны мужа тоже нет. Он по гиб на стройке, когда работал верхолазом. Упал с высоты и сразу нас мерть. Саша ещё маленьким был, поэтому отца мало помнит.
И вот, служит наш Сашенька, письма шлёт, только до меня они практически не доходили. Свекровь первая получит, прочтёт и спрячет, а мне перескажет один процент из текста и ходит довольная.
- А обо мне что-нибудь написал? – спрашиваю безумно скучающим тоном.
- Спросил, как у тебя дела – и всё, - ответит ехидно свекровь и продолжит раскладывать пасьянс на письменном столе.
Нет бы в своей комнате в карты играла, а то вернёшься с учёбы, полежать хочется, а она в нашей спальне сидит, бубнит себе под нос что-то вроде: «Как заработаете себе на квартиру, так и будет ваш собственный угол, а здесь я полноправная хозяйка. Так что молчи, терпи и мотай на ус».
Ну я и намотала за несколько лет нашей совместной жизни.
Забыла добавить, Сашка у неё младший, как и я у своей матери, так Екатерина Павловна с него пылинки всю жизнь сдувала. Есть у неё и старший сын, но тот в тюрьме, и свекровь о нём слышать ничего не хочет. Посадили за систематические угоны автомобилей и неоднократный взлом ювелирных магазинов. Одно на одно, и Петька засел надолго. Так свекровь утверждала, что это он пошёл в какую-то родственницу по отцовской линии, мол, она тоже была любительницей взять чужое. А моя старшая сестра давно уже переехала в Москву, нашла себе там кого-то и осталась жить. Теперь она у нас москвичка. Деловая, образованная, высокомерная. Когда она приезжала к матери (а мама только-только с Женей сошлась), то тоже сразу чуть не попала под «обаяние» ловеласа. Выложила маме всю правду и сразу получила от ворот поворот. А Лена у нас всегда была бойкой, ей слово, а она в ответ двадцать, вот и так поссорилась с мамой, в пух и прах. Всю эту историю моя свекровь знала назубок, поэтому не упускала момента, чтобы напомнить мне, что я брошенка – в прямом смысле слова.
- Ни мамке своей не нужна, ни сестре. Отчим и тот отвернулся.
- Он мне не отчим, - злилась я, но вида не подавала.
- А кто? Приживалец? Хотя… скорее это мать твоя приживалка. Видела я вашего Евгения, статный, видный - такой нарасхват, - ухмыляется, чтобы выбесить меня.
Я сразу уходила в комнату, чтобы не нарваться на скандал. Был у нас один такой скандальчик. Я тогда готова была послать и свекровь, и Сашку. Когда он вернулся из армии, свекровь устроила праздник. Позвала близких людей (её близких), друзей Саши, а моих подруг побоку.
- Это твои подруги, а не Санечки, так что им тут делать нечего. И кормить чужих не собираюсь.
Странная ситуация, двоих моих девчонок она с детства знает, они ходили в садик с Сашей, в одну группу. Я не вдавалась в подробности, почему вдруг Екатерина Павловна не хочет их видеть, но Саша обещал как-то рассказать эту старую историю. Так вот, собрались на даче, которая находилась буквально в десяти километрах от города. Это называлось чертой города, но не суть. Пьянка была грандиозная. Свекровь постаралась на славу. Заняла денег, накупила всякого… и где достала, на дворе девяностые? Даже умудрилась тамаду заказать. Зачем, спрашивается? Ладно, весь сыр-бор завязался не из-за тамады, а из-за Сашкиного поведения и окончания праздника, когда выяснилось, что тамаде платить нечем. Правильно говорят: «Утром деньги – вечером стулья», но дядька по имени Факир (что за имя?) начал угрожать, что вызовет своих братьев и здесь всех поставят на колени. Ой, шуму было-о… Свекровь ко мне пристала, типа деньги давай, а я ей объясняю, откуда деньгам взяться, если мы скинулись на праздник? У меня ни копейки, Сашка только из армии, гости в шоке, а свекровь пообещала, что выкинет меня на улицу, потому что эта из-за меня случился позор, и теперь все в посёлке будут распространят сплетни. Саша тоже учудил, где-то взял порошок и нанюхался. Это я потом узнала, что его друзья ему так встречальную устроили, а я металась по всей даче и искала нашатырь, так как Сашка лежал на траве, закатив глаза, и с улыбкой на губах орал в небо, что он улетает и больше не вернётся. Это был первый звоночек, который я пропустила мимо ушей. Да какие там уши, когда я ждала любимого два года и места себе не находила от счастья?
Через год после возвращения мужа я забеременела. У нас родилась двойня. Мальчики. Сашка прыгал от счастья и обмывал пополнение семейства с неделю, это мне моя подруга рассказала после выписки. Да я и сама поняла, что пил беспробудно, когда увидела его лицо впервые. Он же неделю меня не навещал. Никто не навещал, кроме моей любимой подружки. И вот приехали мы домой, положили детей на кровать и стали думать, как нам поставить кроватку, чтобы было, где ходить. Комната узкая, на одной стене окно, вдоль другой – кровать, у противоположной – шкаф и комод, и в общем-то - всё. Ходим приставными шагами, чтобы не цепляться за мебель, а кроватку поставить некуда. Пока и одной обошлись бы, дети-то маленькие, а месяца через три что-то придумали бы.
- Ты с мамой поговорил, чтобы мы комнатами поменялись? У неё комната просторней, - разворачиваю спящего сынишку и жду хорошей новости.
- Говорил, она против, - Саша освобождает второго сына от пелёнок.
- И что нам теперь делать?
- Снять квартиру не получится, денег нет.
- Так ты же зарплату должен был получить на этой неделе?
- Нету зарплаты, как и работы, - тяжело вздохнул муж и уставился на стену.
- Как? Ты же говорил, что там отец твоего друга работает и он всё устроит, чтобы тебе дали повышение.
- Говорил-говорил! Под зад коленом дали! Всё, хватит об этом! Я устал! – психанул и выскочил из спальни, как ошпаренный.
В течение десяти дней нужно было прописать детей, но, так как я не имею здесь прописки, мне пришлось поговорить с мамой, но та пошла в отказ.
- Здрасьте. Этого мне ещё не хватало. Ты живёшь у мужа, вот там и прописывай.
Я попробовала поговорить со свекровью, но не тут-то было. Она начала говорить о повышении квартплаты за количество человек, оплату за свет и воду… Я тогда ещё не очень понимала, кто и за что должен платить, поэтому не стала долго уговаривать, а обратилась опять к маме.
- Одного пропишу. – мать наконец дала согласие.
Ну, а второго всё ж прописала к себе свекровь. Поначалу она не обращала внимание на внуков, а со временем начала интересоваться Костиком (через полгода), когда заметила, что мальчик как две капли похож на Сашу.
Шли годы. Свекровь всё больше возилась с Костей, а Мишу отталкивала. Саше так вообще дети были неинтересны. Он часто задерживался на работе, менял работу, не ходил на работу, кутил с друзьями в барах и пропивал львиную долю того, что зарабатывала я. А потом я узнала, что свекровь тоже даёт ему деньги, но так, чтобы я не знала, но я узнала, случайно, когда Сашка говорил по телефону с другом и сказал, что мать даст ему ещё, стоит только попросить. Когда детям исполнилось семь, свекровь переехала на дачу и забрала к себе Костика. Она пояснила это тем, что мне тяжело, Сашке тем более, а мальчику нужен хороший уход и достойное воспитание.
К этому времени я уже знала, что Сашка балуется нар котой, не работает и встречается с какой-то шала вой, а свекровь за все эти годы смогла загнать меня под каблук и управляла мной, как хотела. Да, я сильно изменилась, стала тише, чем была, уступала ей во всём и страшно боялась потерять Сашу. Мне было неважно, что он не может обеспечить нас, пропадает на два, а то и три дня, не ночует, не замечает меня... Я дышала им, понимаете?
В первый класс Костя пошёл в посёлке, а Миша - у нас, в городке. Братья поначалу скучали по друг дружке, а потом стали чужими. Свекровь не позволяла Костику оставаться у нас надолго, не хотела, чтобы Костя набрался всякого от своего брата, потому что я, как мать, полная пустышка. Костик рос и потихоньку ненавидел свою маму, т.е. меня. Собираясь на даче в день рождения мальчиков, я выслушивала кучу претензий от свекрови, Костика и, вдогонку, от Саши, когда он напивался. А напивался постоянно.
Через десять лет совместной жизни я почувствовала жуткую усталость от такого никчёмного существования. Собрала вещи, взяла Мишу и сняла комнату в двушке. Жили тяжело, но сносно. Я отдавала Мишке всё самое лучшее, обделяя себя. Говорила, чтобы не обижался на папу и бабушку и не забывал брата. Мишка рос понятливым и очень добрым мальчиком. А вот Костя… это был самый настоящий бабушкин внучок. Есть маменькины сынки, а он был именно бабушкиным внучком. Истеричка, плакса, неуправляемый, капризный. В общем, она сделала из моего сына то, что когда-то сотворила из своего Саши. Это с годами я стала замечать истерики от мужа, а до этого будто была слепа. Кстати говоря, Саша тогда, когда просил прописать детей, заикнулся и обо мне, но свекровь чуть не разорвала его за эти слова. Она потом очень долго тыкала мне этим, будто бы я хочу лишить её квартиры, подговаривая Сашу. Но я-то и не собиралась у неё прописываться. Несколько лет она мне зудела из-за этой чёртовой прописки, а я отнекивалась, как могла, но она не верила.
- Сына моего прибрала к рукам, а теперь и квартиру подавай? Да я в два счёта Сашку уговорю, чтобы он тебя за дверь выставил!
Ой, как вспомню, аж в дрожь бросает.
Переехала, значит, а адрес никому не сказала. Но городок-то маленький. Естественно свекровь меня быстро нашла. Приехала, наорала, обозвала прост итуткой и кинула угрозой, что Костика мне не видать, да и как будто у неё какие-то связи есть и меня из городка выкинут. Да нет у неё никаких связей, это я точно знаю. Решила напугать меня, но не получилось. Мы с Мишей прожили на съёмной квартире почти полгода, не общались с Костей, Екатериной Павловной и Сашей. Саша к тому времени уже жутко пил, ширялся и жил в нашей комнате с какой-то женщиной старше себя. Откуда узнала? Я ж говорю, городок маленький…
Через полгода ни с того ни с сего свекровь начала наведываться к нам чуть ли не через день и уговаривать вернуться к Саше. (Да, забыла, за те годы, что мы жили в её квартире, сделали ремонт вскладчину и я в кредит брала мебель).
- Любонька, Саша пропадает. Вернись к нему. Он тебя так любит, - слёзно просила она меня, встретив нас на детской площадке у дома.
- Я наслышана, что Вы ему невесту новую нашли. Так зачем я там?
- Невеста оказалась пьющей, Любонька, - слёзы потекли в два ручья. – Я приеду к нему, а он пьяный лежит, а та зараза на кухне с какими-то личностями пьёт. Любонька, вернись. Я тебя в моей квартире пропишу, а помру, ты станешь полноправной хозяйкой.
Долго она меня уговаривала, просила, плакала. Я любезно отказала и решила жить дальше. Одна, с сыном. Через месяц сам Сашка приехал ко мне, чтобы вернуть обратно. С цветами, представляете? Видно, что пропитый весь, потасканный, но такой родной… Мы с ним посидели, поговорили, он рассказал почему пить стал. Оказывается, всё это время (и когда он служил, она письма писала) свекровь выедала ему мозги, чтобы он меня бросил. Не мог разорваться между мной и мамой.
Вернулась, а Саша, оказывается, ремонт сделал, мебель поменял. Подготовил гнёздышко для нас. А через месяц он умер. От сердечного приступа. Хоронила я его под возгласы свекрови, мол, это он из-за меня так рано ушёл, будто я виновата, что он стал пьяницей.
Прошло уже много лет. Екатерина Павловна очухалась, поняла, что вырастила из Костика полноправного идиота, неподдающегося уговорам и ласке. Он стал таким же, как и его отец. Только ещё и руки начал распускать. Нет спокойной жизни у свекрови, да и меня это мало волнует. Я второй раз вышла замуж, родила мальчика, и моя нынешняя свекровь души во мне не чает. Спасибо ей за это.
Ссылка на папку с рассказами ниже: