3 октября (по новому стилю) родился Сергей Есенин. Литературные сообщества отметили этот факт чтением лучших стихов «народного поэта», как называли его уже при жизни. Но какое отношение Есенин имеет к математике? Сам-то поэт – никакого, а вот его младший сын, Александр, самое что ни на есть прямое.
Началась эта история в середине 20-х годов прошлого века, когда на одном из поэтических вечеров Есенин заприметил хорошенькую 19-летнюю барышню, студентку физико-математического факультета Московского университета, поэтессу и переводчицу Надежду Вольпин. Для интеллигентной москвички, воспитанной в лучших традициях дворянства, отношения с главным хулиганом Москвы были «наимучительнейшими».
Девушка хоть и влюбилась без памяти, но была непреклонна под натиском настойчивого ухажера. Целый год Надежда отвергала Есенина, но тот, никогда не знавший отказа, продолжал добиваться внимания. И это ему удалось. Полтора года пара жила, как тогда говорили, в «фактически-гостевом браке». По словам Нади, это были ужасные отношения, ведь дошло до того, что Есенин как-то решил показать супруге свою новую любовь – знаменитую танцовщицу Айседору Дункан Надя все про него понимала, даже говорила: «Он безлюбый». А сам поэт так обозначил свое отношение к Надежде: «Я вас любил… по-своему». Но, несмотря ни на что, встреча этих людей не была случайной
Она никогда ничего не требовала, не смотрела жалобно, не манипулировала. Всегда называла его не просто поэтом, а одним из первых, лучших поэтов страны, который гибнет. По сравнению с этим удручающим фактом, свое ущемленное женское самолюбие она считала мелочью.
О том, что поэт станет отцом, Надежда призналась не сразу, но когда сообщила, то сперва даже удивилась, ведь казалось, эта новость обрадовала Есенина. Но к тому моменту у него уже было трое, поэтому он постепенно начал уклоняться, отдаляться и все глубже проваливался в алкогольную бездну, убеждая себя, что Надежда – взрослый человек, сама принимает решение, а потому пусть и расхлебывает сама.
Надя на эту помощь и так не рассчитывала, но избавляться от ребенка не собиралась. Это обстоятельство очень раздражало Есенина. О ней он всегда говорил «эта женщина», а не «девушка», и мог со злостью спросить при большом скоплении людей: «Сколько вам, двадцать восемь?» – «Расщедрились! Хватит с меня и двадцати четырех» – «Ну, да! Все еще, скажете, девочка!».
Надя же сожалела об одном: Есенин не понимал главного – что ей ребенок нужен не для того, чтобы пришить Сергея к своему подолу, а чтобы хватило сил пережить разлуку с ним.
Так, Надежда Вольпин решила поставить точку в этой историю и переехала в Петроград, где и родился младший сын Есенина. Маленького Сашу Есенин так ни разу и не навестил. Поэт погиб, когда мальчику было всего 1,5 года.
Спустя 8 лет Надежда с сыном вернулись в Москву. В 16 лет Алек дал себе клятву никогда не врать. С каждым годом он становился все более замкнутым, а математика занимала все его мысли.
Известный психиатр сделал заключение: «Это следствие общей одаренности, граничащей с гениальностью». И правда, Александр легко поступил на механико-математический факультет МГУ, легко его окончил, а потом так же легко окончил аспирантуру НИИ математики при МГУ. Кандидатская у него была по математической логике.
А еще он, сын поэтов, писал острые стихи, за которые в 1949 году его арестовали и обвинили в антисоветской пропаганде.
По словам самого Александра, отделался он легко, просидев около года в сумасшедшем доме на Арсенальной.
Затем его отправили в ссылку в Карагандинскую область, где он работал учителем математики в школе рабочей молодежи.
Его ученики, простые ребята, каждый раз удивлялись: Александр Сергеевич входил, сбрасывал на пол пальто, закуривал и начинал рассказывать совершенно непонятные вещи.
В ссылке он скучал: в те годы в Караганде было много интересных интеллигентных людей, таких же социально опасных ссыльных, но они дружили с Есениным-Вольпиным с осторожностью.
К своему первому правилу «всегда говори правду» после лечебницы он прибавил второе – «полная свобода поведения».
В 1953 году Вольпина освободили, он вернулся в Москву. Потом был очередной арест и два года в психиатрической лечебнице. В 1961 году он вышел на свободу и четыре года вообще не тревожил советскую власть. А потом арестовали писателей Синявского и Даниэля.
Этого Александр вынести уже не мог – свободу мысли он ценил превыше других свобод. Тогда ученый организовал «Митинг гласности», который прошел в День конституции, 5 декабря на Пушкинской площади, лично сочинил тексты для всех плакатов, написал «Гражданское обращение», в котором призывал всех «пожертвовать одним днем покоя, чтобы не терпеть годами последствий вовремя не остановленного произвола».
Говорят, именно эта история с Александром Сергеевичем Есениным-Вольпиным легла в основу песни Булата Окуджавы «Былое нельзя воротить»: «Былое нельзя воротить… Выхожу я на улицу./И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот/извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается…/Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет».
Митинг наделал шуму во всем мире. Арестовывать Есенина-Вольпина тогда не стали, ограничились допросом и отпустили. Но через год снова принудительно госпитализировали.
Тогда-то и поднялось научное сообщество: за талантливого ученого вступились крупнейшие советские математики и написали открытое «Письмо девяноста девяти» генеральному прокурору и министру здравоохранения СССР с припиской:
«Ответ просим присылать по адресу: Москва-234, Ленинские горы, Московский государственный университет имени Ломоносова, механико-математический факультет, на имя любого из числа подписавших это письмо».
Письмо опубликовала The New York Times, его читали по «Голосу Америки». Через три месяца Есенина-Вольпина отпустили, но многие из 99 мужественных математиков, подписавших письмо, потеряли работу.
Несколько лет Вольпин занимался правозащитной работой, а в 1972 году ему настоятельно рекомендовали покинуть СССР. Он эмигрировал в США, где работал в университете Буффало, был почетным профессором Бостонского университета, писал научные работы, читал правозащитные лекции.
Младший сын Есенина, хоть и нежеланный поэтом ребенок, взял от родителей лучшее – математические гены матери и литературный дар отца.
Он прожил долгую жизнь и умер в 92 года в Бостоне, в марте 2016 года.
«Решать задачи может каждый, кто умеет считать. Быть гением в математике для этого не нужно», – уверен математик-изобретатель, педагог Маткласса Антонио Грамши.
Если вы хотите увлечь ребенка, «гуманитария» или «технаря», красивой математикой за рамками школьной программы, записывайтесь на бесплатный ознакомительный онлайн-урок с нашими педагогами и забирайте подарок в честь дня рождения отца талантливого математика сборник «100 наглядных задач, чтобы замотивировать ребенка заниматься математикой»
По материалам журнала «Домашний Очаг»