В 87-ом году усилилась протестная активность крымских татар, настаивавших на репатриации из азиатских республик. Летом того же года Политбюро два раза обсуждало данный животрепещущий вопрос. Горбачев осторожно высказывался о целесообразности выведения Крыма из состава УССР, с целью решения крымскотатарской проблемы.
В 2014 г. после присоединения Крыма к России многих озадачило высказывание Горбачева о поддержке российских действий, так как это противоречило его репутации. В 2016 первый и последний президент СССР повторил свой тезис в интервью британскому изданию. По словам Горбачева, на месте Путина он поступил бы похожим образом, потому что население Крыма этого хотело.
Но вернемся обратно в 1987 г. В Средней Азии, куда в 44-ом были депортированы крымские татары, начались их волнения. Несмотря на реабилитационные меры в послесталинские времена, селиться в Крыму им так и не разрешили. В июне 87-го порядка тысячи татарских активистов прибыли в Москву. Делегация принял первый зам председателя Президиума ВС СССР Демичев. Однако встреча их не удовлетворила. Демичев лишь пообещал доложить о пожеланиях делегации Горбачеву и предложил всем разъезжаться.
Собственно, такое раньше бывало уже не раз, однако в новых политических реалиях татарские делегаты были настроены более решительно. 6 июля группа татар провела акцию протеста на Красной площади возле Мавзолея. Около полудня они вышли туда с плакатами, на которых были зафиксированы требования о возвращении на историческую родину. ГБшники в штатском отбирали у «протестантов» плакаты и пытались разгонять, однако те сели на брусчатку и начали скандировать свои лозунги.
Прибывшая через некоторое время милиция настояла на прекращении пикета. Демонстранты переместились на Старую площадь и вновь взялись за свое. Там их опять пытались урезонить, но без особого успеха. Разгонять акции протеста тогда еще не умели.
Так как недовольство татар начало выплескиваться на московские площади, Политбюро пришлось обратить пристальное внимание на проблему крымских татар и в целом Крыма. 12 июля состоялось заседание высшего органа, где обсуждались данные вопросы.
Лукьянов сообщил, что зафиксировано обращение в Президиум Верховного Совета порядка 350 тыс. крымских татар, и напомнил, что среди представителей этой народности в ходе ВОВ было немало коллаборантов. Горбачев возразил, что предатели были везде и напомнил про власовцев. Лукьянов привел в пример татарскую дивизию в рядах вермахта. Горбачев настаивал на своем: часть действительно поддержала нацистов, но другие воевали против, и было немало героев.
Чебриков предположил, что, вероятно, потребуется создание в Крыму автономного округа, и что, конечно, Щербицкий (первый секретарь украинского ЦК) будет возражать. Также Чебрикова беспокоила судьба Южного берега Крыма – татары могут заявить притязания на эти территории.
Соломенцев высказался против автономного округа, поскольку крымский нацсостав за прошедшие годы сильно изменился. 69% теперь составляют русские, 25% - украинцы. Напомнил, что передача Крыма не сопровождалась громом оваций, отдавали вместе с городом русской славы. А при возврате полуострова в состав РСФСР можно опираться на декрет Ленина. И обижаться будет сложно.
Горбачев согласился, что возвращение Крыма в Россию было бы справедливо в историческом разрезе, но Украина горой встанет. Громыко предложил не торопиться. Ничего страшного, вроде бы, не происходит. Катаются делегации? Ну, и пусть себе катаются. Депортация оправдывалась военной необходимостью. Передача Крымы была произволом, но теперь уже поздно переигрывать. Лучше отложить все в долгий ящик.
Горбачев выразил мнение, что при Ленине расклад был совсем другим. Отдать Крым татарам сейчас уже невозможно. Лучше помогать им на местах нынешнего проживания, работать на сдерживание переселенчества, призывать народ к реализму. И делать все в демократическом ключе.
6 августа Политбюро вновь обсуждало крымскую тему. Говоря о ситуации вокруг Крыма, Горбачев выразил мнение, что идея вывода его из состава Украины, создания «федерального округа» заслуживает внимания. Однако, быстро проблему не решить. Надо идти навстречу татарам постепенно. Делать школы на татарском, заселять незаселенные территории. В общем, больше реализма и конкретных дел.
Спустя 2 года в 1989-ом вышло постановление ВС СССР № 845-1, в числе прочего признававшее право крымских татар на возвращение в места исторического проживания. Массовое их переселение в Крым началось в 90-ом г., после выхода постановления № 666 Совмина, в соответствии с которым татары могли безвозмездно получать земельные участки и стройматериалы на полуострове. Также им дозволялось продавать жилье и участки в Узбекистане.