«Зло — это паразитирование на Божественных Энергиях» «Дух формирует материю» Дионисий Ареопагит
Интересная тема и интересный текст.
Хотя в моем представлении мысль автора несколько стиснута, прежде заданными, определенными рамками материального мира. Отсюда и тщетность усилий автора определить природу зла.
Соответственно основанная на материалистических данных "эмпиричность психологической науки" тоже воспринимается мною с юмором. Ибо в отсутствии понимания целостности объекта Мироздания, делать клинические выводы вселенского масштаба на основании изучения поврежденной части, представляется не совсем разумным.
Но, к моему сожалению, современная психология в целом и Юнг (в данной работе) в частности так и не сумели осознать той простой мысли, что как человек, так и человекообразное существо — это вовсе не отдельные самобытные субъекты, но та или иная часть Мироздания (хотя и обладающая в т.ч. и индивидуальными чертами).
Посему рассмотрение природы человека, понимание природы зла и всего прочего невозможно в отрыве от Контекста Природы Мироздания. А равно невозможно получить подлинное представление о цели существования человека и наличия (зла) в отрыве от Контекста Единой Цели Вселенского Бытия. Так, что на мой взгляд Дионисий Ареопагит в своем вышеприведенном определении куда ближе к истине нежели Карл Юнг.
По сути зло — это когда некая часть, некогда Единого Вселенского Организма, вдруг устремляется к автономности, но при этом по факту, продолжая оставаться в составе организма, образует нечто на подобии раковых клеток или еще точнее паразита. Эта часть больше не участвует в гармоничном духовном и материальном вселенском метаболизме, но лишь паразитирует на Божественных Энергиях целостного вселенского организма.
Юнгу совсем немного не хватило для обоснования того утверждения, что, озвучил Булгаковский Воланд - «Свет отбрасывает тени»! По мнению Воланда именно Добро «виновно» в наличии зла. И далее сия демоническая логика подсказывает, что дескать если в мире не будет зла, то мир сделается скучным и не различимым (однообразным). На самом деле сие утверждение диавола — это ложь.
На самом деле, зло – это производная, последствие греха (греч. ἁμαρτία, «амартия»). А сам грех – это метафизическая ошибка, а не физическая. Грех – это ослепляющий промах (затемняющий истину, в глазах всякого, кто последует путем греха), в то время как физическая темнота не есть грех. Понятие грех скорее тождественно понятию ложь! Грех=ложь (и его производная - зло) существует, лишь при условии наличия аутентичного понимания Добра (Истины). В условиях отсутствия аутентичных критериев Истины (и как следствие отсутствия самой Истины), понятия грех, ложь и зло не определяемы – не определяемы именно как некие существенские (самобытные, самодостаточные) константы!
Но в последнем случае, все сии три делаются переменными, и могут определяться лишь относительно того или иного конкретного субъекта, к которому прилагаются. Отсюда и невозможность для цивилизации выстроенной на базисе философии «естественно-научного» материализма, вывести некое единое на все времена и единое для всех ее адептов, понимание Добра и зла. Или, как сегодня принято говорить, невозможность формулировки неких внятных и универсальных, «вечных» и «общечеловеческих», духовно-нравственных ценностей.
Дьявол умышленно смешивает и отождествляет физическое явление с метафизикой бытия, делая сие в нужном ему контексте. По сути, зло появляется при разрушении в человеке и в социуме аутентичного миропонимания, в результате чего демоническая ложь начинает давать свою трактовку бытию материального мира. Зло появляется, когда некто пытается подчинить себе (ложно истолковать) причину происходящего. Или же взяв какое-либо событие (например развал СССР), произвольно вырванное из вселенского бытийного потока, назначить сие событие причиной всех человеческих зол. Иными словами, зло появляется всегда, когда, (благодаря усилиям диавола), аутентичная метафизика с ее достоверной формулой «Дух формирует материю», вместе с самим понятие Дух признаются «аки не сущими» (якобы от имени науки) и публично шельмуются «религиозным дурманом».
А параллельно с этим, физические явления и химические реакции подложно объявляются (якобы тоже от имени науки) единственной причиной бытия Мироздания, вследствие чего, согласно учению Маркса, материальное бытие (событие) начинает «определять человеческое(1) сознание», т.е. зло буквально начинает «паразитировать на Божественных Энергиях»
_______________
1) Созданное по образу и подобию Божию.