Найти в Дзене
Паучий Тупик

Волдеморт и слизеринцы: либеральная этика vs нацизм

Несколько месяцев назад Джоан Роулинг в беседе с поддельным Зеленским - на самом деле с ней разговаривали российские пранкеры - заявила, мол, в России не поняли её книгу о Гарри Поттере. На самом деле, судя по её поступкам, кое-что важное в своей книге не поняла она сама. А именно - показанную в ней тесную связь между либеральной моралью и нацистской идеологией. Именно такую связь мы видим в образе главного злодея книги - Волдеморта.

Что такое "либеральная мораль"? Это прежде всего мораль индивидуалистическая. Мораль, в рамках которой главной ценностью для человека является он сам. Его жизнь, его благополучие, его успех. Ничего более важного просто нет.

Главным злом в рамках такой морали является смерть индивида. Смерть в этой парадигме лишает человека всех благ, в том числе главного блага, являющегося условием остальных - самой жизни. Смерть же является предельной неудачей - "живой пес лучше мертвого льва".

А теперь вспомним фразу, которая является квинтэссенцией мировоззрения Волдеморта:

НЕТ НИЧЕГО ХУЖЕ СМЕРТИ!

Предельное зло для Волдеморта то же, что и для носителя либеральной морали. Смерть. Разумеется, его собственная смерть, а не чья-либо другая. Смерть другого в парадигме либеральной морали не является предельным злом - ведь она не угрожает главной ценности, самому индивиду.

Главной ценностью для Волдеморта является он сам. Не он служит идее "чистой крови" - она служит ему для обретения власти. Именно поэтому от Волдеморта отвернулся Регулус Блэк. Он был воспитан на вполне нацистских ценностях: чистая кровь, превосходство волшебников над магглами и т.п. Но он искренне верил, что Волдеморт служит этим ценностям, и поэтому готов был служить Волдеморту. А для Волдеморта любые ценности, как и любые люди, любые существа, были лишь средством, а целью - его собственное бессмертие и могущество. Регулус это понял, когда узнал о крестраже, и воспринял это как предательство со стороны Волдеморта.

Мораль Волдеморта - это предельный случай либеральной морали. Но ведь и декларируемая мораль Слизерина, точнее, декларируемая личная мораль слизеринца, тоже либеральная. Что мы вообще знаем о "морали слизеринца"? Во-первых, то, что поёт о Слизерине Распределяющая Шляпа:

Там хитрецы к своей цели идут,
Никаких не стесняясь путей.

Во-вторых, то, что говорит Гарри портрет Финеаса Блэка:

Мы, слизеринцы, смелы, но не глупы. В частности, когда есть выбор, мы всегда предпочитаем спасти свою собственную жизнь.

Первая цитата - это о личном успехе, ради достижения которого человек себя ничем не ограничивает. Вторая - о той же высшей либеральной ценности: собственной жизни.

Но социальная идеология Слизерина, как и Волдеморта - это нацистская или, точнее, квази-нацистская идеология. Почему?

Если кратко изложить суть нацизма, то это идеология превосходства одних народов над другими. А если рассматривать это понятие расширительно, то любая идеология превосходства одних групп людей над другими. В случае Волдеморта и слизеринцев - превосходства чистокровных волшебников над всеми остальными людьми. Эта идеология вкупе с либеральной моралью и является отличительным признаком "темной стороны" в "Гарри Поттере".

Однако либеральная мораль не одно десятилетие весьма активно рекламировалась именно как средство от тех ужасов, которые принес с собой нацизм. Дескать, если каждый будет сам за себя, никакой нацизм обществу не грозит.

Почему принято считать, что нацизм непременно предполагает коллективистскую мораль? Видимо, предполагается, что в рамках группы для обеспечения превосходства этой группы над другими необходима коллективная солидарность и готовность жертвовать личными интересами. Это действительно в определённой степени так. Но дело в том, что это касается лишь тех, кто в рамках группы занимает подчиненное положение. А те, кто сумел занять "верхние этажи" - люди с вполне либеральной моралью: идут к своей цели, никаких не стесняясь путей, и, когда есть выбор, предпочитают спасти собственную жизнь.

Впрочем, нацизм и либеральную мораль связывает между собой и стремление к превосходству как таковое. И здесь грань между превосходством личным и превосходством групповым легко стирается. Образуется "мы", не предполагающее ни любви, ни жертвенности, а только общность в утверждении своей власти над другими, своего превосходства над ними.

Что мы, собственно, и наблюдаем.

В следующей публикации поговорим о Дамблдоре и традиционной морали.

#гаррипоттер

#либеральнаяэтика