Найти тему
История как сказка

Дон Кихоте как герой нашей эпохи

Как сейчас мы знаем, на рубеже эпох, когда в Европе феодальные порядки постепенно заменялись на капиталистические, буквально за несколько десятилетий до эпохального Вестфальского мира, из-под пера инвалида испано-венецианско-турецкого военного конфликта 1571 года, благородного синьора Мигеля де Сервантеса Сааведры, вышел двухтомник, который теперь является культурным маркером Испании, и по совместительству источником множества ярких образов во всех европейских языках.

Автор обозначил жанр произведения буквально как пародию на рыцарские романы.

Пикассо. Дон Кихоте
Пикассо. Дон Кихоте

Сейчас единственный рыцарский роман, с которым знакомо большинство читателей в мире, это произведение сэра В. Скотта "Айвенго". Но оно было написано гораздо позже даже самого "Дон Кихоте", и не даёт представления о том, что же пародировал великий испанец.

Хотя, конечно, литературоведы давно установили, что отсылка к рыцарским романам была лишь литературным приёмом, но раз он был понятен людям той эпохи, значит, рыцарские романы были важным культурным явлением того времени.

Что это была за литература такая?

Это несложно выяснить, обратившись в любом поисковике по запросу "куртуазная литература". Там вам расскажут, что с 11 по 15 век это был очень популярный жанр, в котором описывался полуфантастический и героизированный мир Средневековья, в котором рыцари были благородны, дамы - прекрасны, а также водились колдуны и волшебные твари.

Однако в 16 веке эта литература уже воспринималась как ретро, и авторы искали новых подходов, но как всегда это бывает, сложно вырваться из объятий стереотипов, особенно если они формировались аж 500 лет подряд.

Прекрасные и героические образы куртуазной литературы это предмет отдельного разговора, но в целом можно сказать три вещи:

  • Эта литература имеет прямое отношение к выработке европейского этикета
  • Благодаря ей мы имеем образ благородного рыцаря, которому большинство реальных рыцарей абсолютно не соответствовало
  • Современные авторы фэнтези всегда могут воспользоваться куртуазной литературой для наглого плагиата, так как ее уже давно никто не читает.

И вот какая интересная параллель возникает. Сейчас на глазах разрушается та самая "вестфальская система", которую создали благородные доны, дети и внуки любителей куртуазной литературы. Уже несколько десятилетий в моде прямой наследник куртуазных романов - жанр фэнтэзи, каковой у представителей поколений младше Z уже не пользуется таким авторитетом, как у X-Y. Видимо, мы ждём пришествия престарелого Гарри Поттера на побитой молью метле, которая взлетает ровно на высоту его прыжка. У нас даже есть аналог мельниц для его героической атаки - это ветряки экологических электростанций.

Но где же нам взять Мигеля де Сервантеса наших дней? Потомка обедневшего рода, который из внутренних убеждений наплевал на намечающуюся карьеру придворного литератора, на тёплое место у папского престола, и рванул на войну на 4 года, а потом еще 5 лет маялся в плену у пиратов, ежедневно рискуя жизнью, пытаясь организовать один за одним побеги?

Дон Кихоте просто оказался правдивым и честным, в отличие от масляного мира "гаррипоттеров" Средних Веков, потому и врезался в культурную память человечества. Просто Мигель де Сервантес был настоящим рыцарем, который до конца нёс службу своим идеалам, и между делом написал об этом роман. В итоге он так и не стал профессиональным литератором, но сколько оных могут встать в ряд с ним?

Видимо, в нынешнем мире вряд ли найдётся человек, который смог бы объединить в себе столько качеств, и суметь на склоне лет, после десятилетий неудач и гонений создать что-либо подобное творению Дона Сервантеса. Что ожидаемо, ибо людей стало в десятки раз больше, а увеличение количества не всегда приводит к повышению качества каждого в отдельности, но зато повышает шансы на коллективные достижения.

И вот сейчас, прямо на наших глазах, сотни тысяч людей пишут что-то в интернете, тут же читают, редактируют и передают дальше. Возможно, традиционное литературное творчество уже совсем скоро будет восприниматься примерно так же, как куртуазная литература воспринималась современниками Сервантеса. А те самые сотни тысяч, а может и миллионы авторов страничек в соцсетях тем временем создают образ новой литературы, которая предполагает активное участие читателей и прямой диалог с автором практически в реальном времени.

Кто станет маркерным героем или образом этой литературы - пока открытый вопрос. Но я считаю, что будет справедливым, если ему дадут созвучное Дон Кихоту имя.